Президент России Владимир Путин требует от Украины принять предложение "Газпрома" - согласиться на скидку в 100 долларов, уже отклоненную Кабмином, и платить за газ 385 дол. за тысячу кубометров газа, "как при Януковиче". В противном случае, российский лидер грозит "перейти в совершенно другую стадию" отношений.
Вместе с тем, РФ снова отсрочила введение предоплаты за газ для Украины, теперь до 16 июня. Переговоры с участием ЕС продолжаются, но результата пока не дали.
Опрошенные "Главредом" эксперты прогнозируют, что Москва не будет торопиться реализовывать свои угрозы, поскольку это может ударить, прежде всего, по ее собственной экономике.
Также они убеждены, что единственный способ решения газового спора - обращение в Стокгольмский арбитраж, о чем говорит и глава отечественного Минэнерго Юрий Продан. При этом, по мнению специалистов, у украинской стороны достаточно шансов выиграть суд. Также, по их словам, Украине вполне реально добиться снижения цены на российский газ - хотя бы до 300 долларов.
Независимый эксперт по энергетическим вопросамВладимир Сапрыкин:
В результате нынешних переговоров может быть установлена только временная цена, до окончательного урегулирования спора. Россия, угрожая ввести предоплату, все время переносит реализацию своих угроз, поскольку прекращение прокачки газа в Украину ей невыгодно, прежде всего, с экономической точки зрения. Так как будет заглушено большое количество ее скважин, и потом сложно будет быстро возобновить добычу газа. И убытки будут именно у "Газпрома" и России. Потому она не хочет прибегать к крайним мерам, поскольку мировая поддержка большинства государств не на ее стороне.
Нет какой-то справедливой цены на газ для Украины. Цена – это результат переговоров. Западные соседи Украины получили цену в диапазоне 340-370 долларов за тысячу кубометров. Украина расположена значительно ближе к России, и она может возобновить статус одного из наибольших покупателей российского газа. Потому она могла бы получить меньшую цену, с точки зрения экономики и логики. Все-таки, я думаю, что это будет не 268,5 доллара (как настаивает Киев - ред.), но около 300 долларов или немного меньше.
Так что, в результате нынешних переговоров можно получить только временную цену, а весь комплекс проблем решить не удастся. Единственное место, где можно решить все проблемы, – Стокгольмский арбитражный суд.
Бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасностиБогдан Соколовский:
Почему россияне требуют предоплату за газ – понятно: они сами вписали это в контракт. А вот почему переносят реализацию своей угрозы ввести предоплату? Тоже понятно: россияне добились своей первой цели, которая состояла в том, чтобы Украина хотя бы частично выплатила долг. И мы заплатили. А дальше они заинтересованы удерживать нас как можно дольше в подвешенном состоянии.
Чем закончатся переговоры? Ничем, по моему мнению. Мы все время будем в подвешенном состоянии, что выгодно России. Это не те деньги, которые решают судьбу России в целом. Тем более, она недавно показала, что будет иметь альтернативу – Китай.
Нынешние переговоры с Россией, которая является агрессором по отношению к нам – это вообще абсурд. Нигде в мире я не встречал такого, чтобы жертва агрессии сотрудничала с агрессором: ни в Америке, ни в Австралии, ни в Европе, ни в Азии. А тут – российские солдаты приезжают в Украину, убивают наших граждан, а Продан ведет переговоры о газе. Куда это годится?
До момента выплаты части долга России я был уверен, что мы выигрываем, и что арбитражный суд в Стокгольме будет рассматривать это дело. Но после того, как началось затягивание подачи иска, я разочаровался. Мне кажется, у нас очень слабая позиция. Я не знаю, как оформлена заявка, есть ли там такие пункты, как форс-мажорные обстоятельства (где бы в скобках было записано "военные действия", которые идут у нас), как сравнение цены, которую мы платили за газ последние пять лет, со среднеевропейской ценой (а ведь мы платили почти в два раза большую цену, чем вся Европа). Не знаю, включено ли это. Но, по большому счету, после того, как Украина выплатила часть долга, она поставила Стокгольмский арбитраж в крайне сложную ситуацию. Фактически, выплатив часть долга, мы легитимизировали и признали действительным газовый контракт. У нас на это не обращают внимания, а в Стокгольме – обращают. Так что теперь суд в очень непростой ситуации.
Я бы хотел говорить о цене на российский газ только на условиях аккредитива. Это такие условия (и тут не нужно изобретать велосипед), когда ты платишь свой долг третьей стране, там он блокируется до выполнения конкретного условия. А условие у Украины может быть к России одно – забрать всех до последнего своих солдат с территории Украины и Крыма. Когда разрешится ситуация с Донбассом и Крымом, тогда поговорим о цене на газ. Такова моя позиция – знаю, что она не модная сейчас.
Эксперт по энергетическим вопросам, бывший народный депутатАлександр Гудыма:
Если бы в переговорном процессе по энергетическим вопросам участвовали только Украина и Россия, ситуация была бы проще для понимания: "Газпром" делал бы с Украиной все, что хотел, в вопросах цены на газ, прекращения или возобновления поставок газа.
Однако сегодня есть согласованная позиция США, которая в части сланцевого газа может серьезно подорвать экономику России. Главный, кто защищает интересы Украины, – Европейский союз и Еврокомиссия. Фактически сегодня Украина не ведет сама диалог с Россией – она ведет диалог с США и ЕС.
Отсюда вывод: если россияне прибегнут к жестким решениям по отношению к Украине, то они автоматически должны будут распространить эти жесткие решения и на Евросоюз. Мы слышали заявления Путина о реверсных поставках, которые они могут ограничивать. Он говорит об этом, но его действия свидетельствуют о том, что никакой энергетической войны с США и Европой россияне начинать не хотят.
По моему мнению, ситуация движется к развязке. Россияне не хотят Стокгольмского арбитража, потому что аннексия Крыма и ликвидация межправительственных договоренностей о пребывании Черноморского флота на территории Украины – это для Стокгольмского арбитража прекрасные документы, благодаря которым будет признана правота Украины, а не России.
Еврокомиссия не особо хочет становиться на сторону Украины в вопросе желаемой для нас цены на газ. Цена на уровне 268 долларов нам кажется аргументированной. Но это несерьезно. Это была бы слишком низкая цена. Стороны, на мой взгляд, движутся к компромиссной цене: она будет больше, чем 300 долларов за тысячу кубометров. Но каким будет верхний предел – сложно сказать.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред