В Крыму, где утром в четверг захватили здания Верховного Совета и правительства, сейчас высок риск возникновения вооруженного конфликта, считают опрошенные "Главредом" политологи. Однако, отмечают они, стороны противостояния до конца не осознают последствий такого сценария развития событий, а также не готовы к масштабному силовому противостоянию.
Чтобы урегулировать кризис в Крыму, не допустить стрельбы и жертв, политологи считают необходимым, во-первых, устранить от власти сепаратистов, во-вторых, позаботиться о гарантиях безопасности, обратиться к мировым лидерам и сделать невозможным вмешательство в конфликт России, в-третьих, развернуть широкую разъяснительную кампанию в автономии, чтобы ликвидировать те мифы и фобии, которые существуют там сегодня.
Эксперт по международным вопросам
Угрозы, связанные с Крымом существуют. Большая угроза – возникновения конфликта в Крыму на межэтнической основе. Этнический фактор сегодня очень удачно обостряется теми силами, которые заинтересованы в отделении Крыма от Украины и присоединении к России, то есть – пророссийскими силами в Крыму. Такая угроза вполне реальна. Тем более, при наличии Черноморского флота и при происходящем в Севастополе сейчас. Так что такой сценарий вполне возможен, и вероятность его реализации очень высока.
Однако, если говорить о соотношении сил в Крыму, то это вряд ли можно осуществить. Основным фактором государственного суверенитета Украины и пребывания Крыма в составе Украины являются крымские татары. Они демонстрируют преданность стране как граждане Украины. Они выступают за сохранение мира и стабильности в Крыму, но только в составе Украины. Моральное преимущество, безусловно, на стороне крымских татар по сравнению с пророссийскими силами. Это засвидетельствовало и противостояние, которое мы видели возле Верховного совета Крыма. Демонстрация этого преимущества будет оказывать влияние на Могилева и руководство Автономной республики Крым.
Есть силы, которые хотят "пожечь" Крым (а сегодня в России уже есть призывы о формировании добровольцев; именно такие группы, как правило, и разжигают конфликт – это мы видели по Приднестровью в 1992 году, по Кавказу, Абхазии и т.д.). Так что желающих из РФ будет много, чтобы вернуть "русскую землю" России.
Однако, в данном случае Россия рискует получить очень серьезную международную реакцию. Потому не думаю, что будет открыта военная интервенция со стороны России на территории Крыма, это крайне рискованно.
В Севастополе есть полное военное преимущество, поднятое население города, и доминирующее преимущество там имеют этнические русские. Их сознание формировалось многие годы, а это сознание осажденной крепости. В традиции Севастополя вошли постоянное ожидание внешнего врага и готовность обороняться от него. Этот фантом "обороняющейся крепости" постоянно нуждается в подпитке "врагом", то есть, чтобы было это сознание, нужно все время думать, что кто-то нападет на Севастополь. Этот миф сегодня возбужден максимально в сознании севастопольцев. Потому там ситуация сложная. Мы видим и другие фантомы, к примеру, они ожидают, что придут "бандеры" и утопят весь город в крови, что россиян будут расстреливать на площадях. Такие совершенно фантомные вещи непонятно какой реальностью подпитываются.
В Крыму такое не работает, потому что там нет такой милитарной традиции в сознании. И это дает надежду, что нам удастся избежать разжигания военного конфликта в Крыму в целом.
Как действовать власти, чтобы не допустить серьезного конфликта? Во-первых, нужна срочная замена руководства украинской администрации в Крыму. Во-вторых, нужна широкая разъяснительная и информационная работа среди севастопольцев и крымчан. О том, что власть принадлежит не нацистам, фашистам и террористам, что новая власть приходит, чтобы избавиться от коррупции и всех признаков власти Януковича за все время его правления. Наша цель – борьба с коррупцией. В Севастополе нужно навести порядок, чтобы не было никакой системной коррупции в органах госвласти. Новая администрация должна продемонстрировать воплощение тех лозунгов, которые звучали на Майдане, чтобы люди сами почувствовали, что в Киеве и на Майдане никакие не нацисты, а народ, поднявшийся, чтобы побороть коррупцию, криминал. Нужно разрушить существующие там фобии, о которых я уже говорил.
Кроме того, там никогда не было наших силовых структур. СБУ занимала совершенно пассивную позицию. У них было впечатление, что они на российской территории, а не в Украине. Значит, нужна и кардинальная замена органов СБУ в Крыму. Нужно усилить наше присутствие, чисто военное. Мы видели, что вместо того, чтобы охранять территорию Крыма, морская пехота приехала в Киев разгонять Майдан. Потому вопрос – какая идеологическая работа проводилась там? Направленная на разделение страны? Мы и по Внутренним войскам увидели, какая там была идеологическая работа: кажется, что их специально зомбировали против Украины и украинского народа. Так что нужно усилить боеготовность частей в Крыму и проводить идеологическую работу.
Директор Центра ближневосточных исследований
Действия государственных органов Автономной республики Крым, Могилева и силовых структур пока что выглядят адекватными ситуации. Заявления, которые звучат со стороны разных политических сил и групп Крыма, также адекватны. Кроме того, некоторые пророссийские группы также выступили с адекватными заявлениями, отмежевались от этого.
На сегодняшний день непонятно, что это за люди (захватившие здания Верховного Совета Крыма и Совета министров АРК в Симферополе, – Ред.), поскольку они не выдвигают никаких требований и уже сказали, что за ними есть некто другой. То есть? они сами не уполномочены выдвигать требования. Очевидно, что отказ общаться с российскими дипломатами и Могилевым также говорит либо о том, что эти люди совершенно неадекватны (рассчитывают на принцип "пан или пропал"), либо это провокация, в результате которой предусмотрено начало штурма и введения российский войск или нечто подобное.
Пока что сложно делать выводы и прогнозы, поскольку часть поступающей информации не проверена, часто – распространяется как паническая. Пока что понятно, что ситуация более-менее под контролем. Центр города заблокирован, милиция выполняет свои обязанности, СБУ работает.
У захватчиков здания есть оружие. Очевидно, они взяли это оружие с собой не для того, чтобы им играться. Понятно, что угроза возникновения вооруженного конфликта и перестрелки есть. Потому сегодня вести переговоры и принимать решения должны профессионалы.
Новая власть сейчас должна уделить внимание гарантиям нашей безопасности, обратиться к мировым лидерам с тем, чтобы они отреагировали. Ей необходимо сделать невозможным вмешательство России и обеспечить полноценную координацию всех силовых структур для выхода из данного кризиса.
Политтехнолог, директор компании "
Ситуация в Крыму крайне серьезная, поскольку там происходят неконтролируемые процессы. Местная власть, на самом деле, не ставит цель отделить Крым от Украины – она сегодня играется в торги, думая, что таким образом сможет выторговать для себя лучше условия, большую автономию, экономическую свободу и т.д. Однако, в итоге, они становятся на бок геополитической игры России.
К чему стремится Россия? На самом деле, она не стремится отторгнуть Крым от Украины. Она хочет создать там прецедент Приднестровья в том контексте, что де-юре Крым останется в составе Украины, а де-факто станет контролируемым. Российские войска уже находятся в Крыму. В отличие от войны в Грузии, тут все намного хуже, потому что российские подразделения уже там. Местная милиция и СБУ находятся на стороне сепаратистов, и в случае силового сценария развития событий все перейдут на сторону местной власти.
Пока что войска озлоблены потерями, которые они понесли на Майдане. Насколько я знаю из своих источников, Внутренние войска полностью находятся на стороне сепаратистов и при необходимости будут оказывать силовую поддержку. Потому Украина не имеет сегодня реальных силовых механизмов, чтобы вмешаться в ситуацию в Крыму. Единственное, на что пока что можно рассчитывать, – армия. Она не на стороне сепаратистов. При наихудшем сценарии придется перебрасывать аэромобильные войска, бывшие ВДВ. Это единственное, что может там спасти ситуацию. И Могилев, и Константинов очень испуганы, боятся, что их арестуют. По моему мнению, их и нужно немедленно арестовать, как тех, кто заявляет о сепаратизме.
В принципе, Россия не боится, что в Крыму начнется война. Если бы там не было крымских татар, все было бы иначе. Потому что для нее крымские татары это дестабилизирующий фактор, а Россия пока что не готова к широкомасштабному конфликту. Однако если России придется начинать войну, она перед этим не остановится.
Что необходимо делать новой власти? Нужна жесткая реакция, аресты сепаратистов, что охладит горячие головы, которые есть в Крыму. И это необходимо делать немедленно, поскольку завтра те, кто только думает о сепаратизме, могут на самом деле поверить, что они могут забрать эту территорию. На самом деле они (Могилев, Константинов, – Ред.) России не нужны, она их "сольет" очень быстро, как только она добьется своего, и поменяет их на таких людей, как Чалый, который есть гражданином России (избранным мэром Севастополя - ред.).
Новому руководству нужно также звонить напрямую Путину. Например, это должен делать Турчинов, он должен говорить, что Украина никоим образом не собирается ограничивать автономию Крыма. И Россия может выступить как стабилизирующим фактором, так и деструктивным. Сейчас необходимо предотвратить широкомасштабный гражданский конфликт, который может разгореться просто потому, что все недооценивают последствия. Россия также до конца не понимает, чем все может закончиться. Однако это не значит, что Россия стремится разжечь конфликт – это может произойти непроизвольно, а погасить его не удастся.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред