Украинские силовики в рамках мирного плана Президента Петра Порошенко могут на время прекратить огонь, чтобы террористы на Донбассе разоружились, а диверсанты покинули нашу страну.
Однако боевики от этого плана отказываются, бои на Донбассе в последние дни стали масштабнее, а через границу на территорию Украины идут новые террористы и военная техника.
Вместе с тем, Президент продолжает обсуждать план прекращения огня с лидерами других стран, в частности, с Владимиром Путиным.
Эксперты рассказали "Главреду", что даст решение о прекращении огня, и при каких условиях оно будет целесообразно.
Политтехнолог, директор компании BertaCommunicationsТарас Березовец:
Этот шаг Порошенко сделал фактически по предложению Европейского союза и США, которые хотят скорейшего прекращения нестабильности в Украине. Насколько шаг оправдан с военной точки зрения? Есть некоторые сомнения, поскольку боевики и террористы могут использовать время прекращения огня для того, чтобы усилить свои позиции, укрепить блокпосты на захваченных украинских территориях. И я убежден, что украинские военные будут не в восторге от этой идеи, ведь сегодня они террористов додавливают.
Другое дело, что, возможно, за решением временно прекратить огонь кроется то, что сегодня украинская армия должна подтянуть дополнительные резервы и просто нуждается во времени на перегруппировку. В таком случае прекращение огня в одностороннем порядке, возможно, является чисто тактическим шагом.
Кроме того, сегодня продолжается информационная война. Если Украина прекращает войну, а действия террористических группировок при этом не прекратятся, она начнет выигрывать информационную войну, показав, что реализовывает мирный план. И при этом еще больше дискредитированы будут боевики и террористы, так как они не прекратят своих нападений на мирных граждан.
Так что эффекта от решения прекратить огонь практически не будет. Кроме одного – пропагандистского эффекта и возможности для перегруппировки наших войск. А боевики используют это, так или иначе, для усиления своих позиций.
Директор социологической службы "Украинский барометр", политологВиктор Небоженко:
У нас очень молодой Президент, и он не понимает, что слова, которые действуют на избирателей во время избирательной кампании – это не то же самое, что приказы для военных. Он, к сожалению, пока что не отличает эти два вида политической речи. Неправильно отдавать приказ военным, когда ситуация неясная и неконтролируемая.
К тому же, сепаратисты не являются единым целым. Это же диверсионные группы, идущие из России с разными целями, а сепаратисты – всего лишь прикрытие. Допустим, взрыв газопровода Уренгой-Помары-Ужгород – такое делают не сепаратисты, а настоящие диверсионные группы из России. И как таким можно предложить перемирие? Представьте: человека прислали из Ростова-на-Дону, дали ему приказ взорвать газопровод с целью дискредитации Украины, и вдруг он слышит по радио, что украинский Президент просит всех остановить кровопролитие. Чей он будет выполнять приказ – своего начальства или Президента Порошенко?
Так что данное решение несколько несвоевременно. Я не говорю, что нужно ужесточать конфликт на востоке Украины, а о том, что очень тщательно нужно готовить даже такие призывы. Нужно серьезно к этому относиться, а не рассчитывать, что тебя вдруг услышат во время ожесточенного боя, который сейчас происходит в 15-20 точках востока Украины.
Поэтому я не думаю, что прекращение огня закончится чем-то позитивным. Еще много раз Порошенко будет призывать к перемирию и прекращению огня и одну, и другую сторону. И каждый раз это будет все труднее и труднее.
Если же прекратить огонь в нынешней неконтролируемой ситуации, то это только все усложнит и усугубит, и ни в коем случае не остановит диверсантов, идущих со стороны российской границы (почему они должны слушать Порошенко, а не Путина?). Призывать людей к перемирию нужно в подходящее время, когда они готовы. Это можно было бы делать после перекрытия границы и окружения основных очагов сопротивления сепаратистов. После этого им, по всем правилам военной науки, предлагают сдаться или прекратить огонь для выяснения условий то ли капитуляции, то ли выхода и т.д.
А в тот момент, когда сепаратисты вот-вот ждут вторжения и помощи со стороны России, вдруг звучит призыв из Киева, от Президента, которого они не признают таковым... Повторюсь, Порошенко перепутал призывы к избирателям (даже Донецка) с серьезным предложением Президента Украины. Это – разные вещи, и он должен как можно быстрее отказываться от легких обещаний и призывов, а говорить только крайне важные слова.
Доктор политических наук, заведующий отделом этнополитики и внутреннеполитической безопасности Национального института стратегических исследованийМаксим Розумный:
Сложно судить о содержании, мотивах и возможных последствиях решения о прекращении огня, не зная результата переговоров Петра Порошенко и Владимира Путина, которые состоялись 12 июня. Также для этого необходимо знать о договоренностях, которые существуют между президентом и представителями донецкой элиты, тем же Ахметовым. Поскольку такой информации нет, то можно судить, только исходя объективных и общих закономерностей.
А они, в свою очередь, говорят о том, что такой шаг Президента ожидаем по нескольким причинам. Во-первых, он задекларирован в инаугурационной речи Президента, общество ждет хотя бы попытки установить мир.
Во-вторых, мотив этого решения состоит в том, чтобы склонить население Донбасса к поддержке центральной власти. Потому что в общественном мнении в регионе распространено представление о киевской власти как об источнике агрессии и силе, которая не хочет идти на диалог и устанавливать мир. Без того, чтобы привлечь на свою сторону если не симпатию, то хотя бы лояльность значительной части населения региона, невозможно достичь длительного успеха и в самой операции, в дальнейшем установлении контроля над территорией.
И тактический вопрос: есть такой элемент войны как обмен погибшими. Так, недавно передали останки десантников (погибших в сбитом самолете в Луганске - ред.). Во время войны устанавливают периоды перемирия, чтобы разобрать своих погибших.
Также есть вопрос реорганизации самой операции на востоке Украины в свете последних увольнений и назначений. В этом смысле в тактическом плане перемирие также будет полезным.
И еще один мотив – ослабить вооруженные группировки на Донбассе, чтобы среди нетвердых приверженцев сепаратизма и вооруженной борьбы посеять сомнения, чтобы их убрать с нынешних позиций и дать возможность покинуть эти вооруженные группировки.
Единственная возможность для усиления позиции сепаратистов состоит в том, чтобы получить помощь из России – в виде оружия, новых боевиков и т.д. Потому перекрытие границы связано с данной инициативой и является обязательной предпосылкой. В этом смысле я полностью разделяю позицию Президента: без перекрытия границы такое перемирие невозможно и вредно. Во всех других вопросах я не думаю, что есть шанс у этих сил как-то существенно укрепить свое положение, тем более, что уже начинаются серьезные экономические проблемы, выходит из строя структура, и вряд ли все это придаст им поддержки населения.
Прекращение огня в одностороннем порядке будет иметь смысл только в контексте тех политических эффектов, о которых я говорил выше. Тогда станет понятно, кто же на самом деле не хочет прекращать войну. А если военные действия со стороны ЛНР и "ДНР" (террористическая организация. - ред.) будут продолжаться, то перемирия не будет.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред