Саммит "Восточного партнерства" в Риге не стал прорывом ни для одной из стран-соседей ЕС, сближение с которыми Евросоюз пообещал продолжать шаг за шагом. Для Украины же он был, прежде всего, очередным сигналом к необходимости ускорить проведение реформ.
Хотя официальные итоги Рижского саммита еще не подведены, об основных результатах, вернее, об их отсутствии уже можно говорить. Саммит не оправдал надежд, возлагавшихся на него Киевом в начале года в вопросе получения Украиной безвизового режима с ЕС. Западные лидеры хотя и признают успехи украинской власти в вопросе реформирования страны, но считают их недостаточными для того, чтобы открыть свои границы. В Евросоюзе пока даже приблизительную дату отмены виз с уверенностью назвать не могут. По оценке еврокомиссара по вопросам европейской политики соседства Йоханнеса Хана, решение о предоставлении безвизового режима может быть принято до конца текущего года. Но для этого он настоятельно порекомендовал Украине сосредоточиться на имплементации Соглашения об ассоциации, в рамках которого еще предстоит провести от 40 до 60 реформ.
На Западе не скрывают своего разочарования темпами проводимых в Украине преобразований и не готовы потакать медлительности и нерешительности Киева в этом вопросе. Их мало интересуют фамилии саботажников, равно как и место их обитания. Неработоспособная парламентская коалиция и "радующее" скандалами правительство не добавляет оптимизма даже друзьям Украины — странам Прибалтики и Польше, ратующим за ускорение нашей евроинтеграции. Вопрос о предоставлении безвизового режима лидеры ЕС будут готовы рассматривать только после достижения прогресса в реформировании, и если его не заметят до конца года, ожидать от Евросоюза подарка под елочку в виде свободного пересечения границ украинцам не стоит.
К тому же в Старом Свете не в восторге от потока нелегальных мигрантов, который может хлынуть после отмены виз, учитывая обстановку на Донбассе. Стабилизация ситуации на востоке Украины — не менее важное условие для либерализации визового режима, чем выполнение всех требований ЕС на законодательном уровне и их реализация на практике. А конфликт еще далек и от разрешения, и даже от предварительной стадии заморозки. Поэтому безвизовый режим с ЕС пока остается для нас целью без определенной даты и гарантий достижения, и одновременно стимулом для руководства страны включить режим ускорения во внедрении обещанных Западу и, прежде всего, своим согражданам реформ. Евросоюз со своей стороны, очевидно, считает, что финансовая поддержка — более чем достаточный вклад в оказание помощи партнеру для сближения. Подписание на саммите соглашения о выделении Украине 1,8 млрд евро макрофинансовой помощи — пожалуй, единственный реальный результат собрания.
Попытки Украины добиться от лидеров ЕС предоставления перспективы членства вновь не увенчались успехом. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, заявивший, что страны "Восточного партнерства" имеют европейскую перспективу, но пока ни они не готовы к членству, ни ЕС — к расширению, лишь повторил неоднократно сказанное коллегами. Генеральный курс — туманно обрисовывать странам-партнерам общее будущее — остался неизменным. В Риге гораздо больше заботились о том, чтобы успокоить Россию. И Юнкер, и Ангела Меркель особо подчеркнули, что "Восточное партнерство" — это не инструмент для расширения Евросоюза, это лишь инструмент интеграции, и хотя ЕС сейчас отодвинулся от России, не желающей быть более "обаятельной и привлекательной", интеграционный проект никак ей не угрожает.
В то же время в Риге старались показать, что проект по-прежнему важен для Евросоюза. И страны ЕС готовы поддерживать европейскую ориентированность восточных соседей и защищать их территориальную целостность. Впрочем, фиксация особой позиции Беларуси и Армении по аннексии Крыма — показатель того, что в Кремле не намерены отступать в борьбе за влияние на постсоветском пространстве. За шесть лет существования "Восточного партнерства" из шести стран, охваченных проектом, существенно сблизилась с ЕС лишь Молдова, получившая безвизовый режим. Что же касается Украины, то для нее длительность сеанса примерки "индивидуального покроя" от дизайнеров проекта, прежде всего, зависит от успешности решения внутренних проблем и эффективности выполнения домашнего задания, которое было получено еще несколько лет назад.
фото: @poroshenko
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред