Москва готовится существенно нарастить силы на Донбассе, причем за счет профессиональных российских солдат. Об этом в интервью британскому изданию The Times рассказал начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Виктор Муженко.
"Россия собирается перебросить больше солдат на Донбасс. Министерство обороны РФ готовится увеличить количество войск на востоке Украины на треть в рамках своих долгосрочных планов, чтобы уничтожить украинское государство", — заявил Муженко.
Начальник Генштаба уточнил, что речь идет не о "слабых и неконтролируемых группах боевиков", а о "военной иерархии с четкими системами командования и контроля".
"В планах России — создать третий армейский корпус, который будет состоять из профессиональных российских солдат", — отметил Муженко, уточнив, что пока нет данных о количестве этого российского формирования на востоке Украины.
Экспертов, с которым общался "Главред" такая информация о наращивании сил РФ на Донбассе не удивила, и они вполне допускают, что так оно и есть. Эксперты рассказали, для чего Россия может увеличивать численность военных группировок на востоке Украины, к чему готовится, для выполнения каких задач может эти группировки использоваться, а также насколько изменится баланс сил, если третий армейский корпус будет создан.
Генерал Армии Украины, экс-глава Службы внешней разведки
Увеличивая численность военных на Донбассе, стратегически Россия ориентируется на то, чтобы украинская сторона не предпринимала попыток освобождения оккупированных территорий. Поэтому и Путин, и его команда, и военные, и спецслужбы активно эксплуатируют тему о том, что Украина якобы готовится к наступлению на эти территории. Чтобы помешать этому, Россия готовит контрагентов, способных предотвращать такие действия (поэтому и проводились учения "Кавказ-2016"). С другой стороны, это практические шаги по усилению контрагентов на Донбассе. Это делается за счет формирования нового подразделения, а также усиления уже существующих подразделений. Это — якобы стратегические действия на опережение наших возможных действий по освобождению территорий.
К тому же, в Донецкой и Луганской областях уже существенно ослаблены позиции боевиков и существующих контингентов. Сейчас России сложно постоянно удерживать территории, держать там боевиков и военнослужащих. Особенно — боевиков, потому что упал дух, соответственно, идет дезертирство, а особых пополнений нет, хоть и объявлена мобилизация. Это еще одна причина последних действий России — чтобы держать оборону и контроль над линией разграничения в тылу, чтобы никто не дезертировал, чтобы усиливались позиции там, где возможны просчеты в обороне, а также провокации и прорывы. Это формат страховки на оккупированной территории, чтобы не было никаких провалов в обороне и безопасности, а особенно массовых дезертирств. Так что создаются своего рода "заградотряды".
Еще один момент — обеспечение полного контроля над территорией, причем не над боевой частью, а над гражданским населением Донецка и Луганска. Ведь там растет недовольство, поднимаются протесты. Даже местные администрации иногда начинают колебаться, как дальше действовать. Поэтому в каждом органе на оккупированной территории есть представители российских спецслужб (начиная от окружающих Захарченко и Плотницкого, заканчивая управлениями военных формирований и созданными там "правоохранительными структурами"). Россия, таким образом, в том числе надеется додавить Украину, чтобы она согласилась на выборы на оккупированных территориях. А новые созданные группировки должны будут контролировать процесс выборов — так будет обеспечена силовая составляющая контроля, чтобы выборы были "правильными". Именно так проходил "референдум" в Крыму — под контролем спецслужб и военных подразделений шло голосование.
Кроме того, создавая этот армейский корпус, Россия стремится продемонстрировать Западу, что она не намерена отступать, поэтому и готовит на Донбассе, на границе, в Крыму и Приднестровье контингенты, готовые к ведению глобальных операций. Эти контингенты пригодятся в случае, если начнутся массовые наступления, или если в процесс более активно включатся западные страны, предоставив, например, летальное вооружение или контингент. Россия не планирует применять этот корпус прямо сегодня, но стремится уже сейчас продемонстрировать свою силу и предупредить какие-либо действия со стороны Украины или Запада. Это — сигнал, адресованный Россией Европе и США, о том, что, если возникнет глобальное противостояние, то есть между Россией и НАТО, она будет готова к таким действиям. Россия показывает, что будет стоять до конца, к тому же, имея союзника — в некоторой степени нейтрализованную Турцию, а также имея расставленные с Западом приоритеты по Сирии и ИГИЛ. РФ манипулирует тем, что имеет силу и вполне может ее продемонстрировать на востоке Украины.
Также Россия использует создание данного армейского корпуса как аргумент, чтобы заставить украинское руководство выполнять Минские соглашения по сценарию Путина. Потому и усиление контингента, и учения — это то, что указывает на то, что, если не будут выполнены соглашения, РФ будет готова к силовым сценариям, и для этого у нее есть военная сила, причем не где-то там, и не какая-то мифическая, а вполне конкретная, уже готовая. Таким образом, РФ будет и заставлять Украину играть по ее правилам (соблюдать Минские соглашения), и неофициально оказывать давление на Запад, особенно на посредников в "нормандской четверке" и США, чтобы те заставили нас играть по российскому сценарию — проведение выборов, амнистия боевиков, признание их статуса, и чтобы все это происходило под контролем России.
Такие комплексные задачи сегодня ставит перед собой Россия. Она их видоизменяет в зависимости от обстоятельств.
РФ часто вступает в дискуссии с Западом. Мы видим, насколько циничные заявления сейчас звучат с ее стороны по аннексии Крыма (речь даже заходит о том, что это потребует пересмотра всех соглашений, заключенных после Второй мировой войны, а это недопустимо; Путин спекулирует на этом, подчеркивая, что тогда придется пересматривать вину Германии, Польши, Венгрии, Румынии, то есть он замахивается на глобальные темы). А чтобы такие разговоры Путина были подкреплены силовым элементом, создается этот армейский корпус.
Создание нового корпуса будет ощутимо при расширении масштабов столкновений: ведь теперь будут действовать профессиональные войска, причем, подчеркиваю, оснащенные новейшими видами техники. Ведь вместе с этим контингентом Россия отправляет и новые виды вооружений, даже стрелкового оружия, не говоря уж об артиллерии, ракетных комплексах и других средствах радиотехнической разведки. Поэтому в данной ситуации будет реальная угроза, что Россия сможет организовывать системные провокации, а также отдельные локальные наступления. Пока что о глобальном наступлении речь не идет, потому что даже с этим корпусом Россия этого не сделает. А вот локальные наступления могут быть.
Кроме того, это позволит России удерживать боевиков в активной фазе проведения спецопераций, поскольку их группировки будут усилены специалистами высокого уровня, а также будет осуществляться жесткий контроль над выполнением приказов, которые будут поступать из Москвы.
Так что создание нового армейского корпуса создаст для Украины угрозу новой конфронтации, новых локальных диверсий и наступлений (более профессиональных и приводящих к бо́льшим потерям), а также постоянную угрозу того, что может начаться глобальная война. Так что это еще и психологическое давление, кроме реальных военных и физических угроз.
Повторюсь, новый контингент будет демонстрацией силы. Это будут реальные боевые части, которые будут участвовать в локальных боевых операциях, а также в спецоперациях. А кроме того, он будет призван удерживать под полнейшим военным и оперативным контролем украинское население на оккупированной территории. Ведь там "созревает" часть населения, которая готова к активной фазе, чтобы только вернуться к Украине. По нашим подсчетам, это 20-25%. Эти люди являются активными сторонниками идеи прекращения войны и возращения под контроль Украины этих территорий. Россия все это хорошо изучает, и наличие такого контингента среди населения на территории, где нет боевых действий, но есть гражданское население, ее не очень устраивает. Армейский корпус позволит осуществлять контроль над общественным мнением, фактический контроль и оперативный, чтобы ничего эдакого на этих территориях не случилось. Это плохо для Украины, поскольку так она не сможет эффективно работать на оккупированных территориях, чтобы люди, проживающие там, приходили к мысли о необходимости возвращения в состав Украины и поддержки целостности нашего государства.
Генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генерального штаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины
У Российской Федерации после развала Советского Союза и отделения Украины как независимого государства на своей западной границе, то есть на границе с Украиной, вообще не было войск. Она сподобилась создать только пункты пропуска через границу. И, безусловно, в условиях, когда между Россией и Украиной сложились столь сложные отношения, когда страны фактически сейчас находятся в состоянии войны, генеральный штаб РФ, его начальник, российский президент и министр обороны думают о том, как можно обеспечить надежность границы на западе своей страны. Таким образом, для России будет вполне логично развернуть там какие-то военные группировки. Поэтому создание дополнительного армейского корпуса РФ не может и не должно удивлять ни украинских военных, ни украинских граждан. Это вполне логично для любой страны, в том числе для Украины, иметь на своих границах подразделения для защиты территориальной целостности.
Сколько военных РФ может разместить на границе с Украиной? Могу сказать с уверенностью, что, поскольку Российская Федерация имеет гигантские просторы и ограничена численностью вооруженных сил (это — не Советский Союз, где было 4 миллиона человек в армии), сегодня она может обеспечить группировку численностью около 150 тысяч человек. Думаю, что плацдарм, который Россия создала у нас на Донбассе, является основной группировкой будущих сил, которые она оставит на границе с Украиной. Это будет их основа.
То, что Россия создает армейский корпус с такой численностью (могла бы быть и армия), меня не смущает. Меня смущает агрессивная политика РФ против Украины, то есть не сама сила, а намерения применения этой силы.
Сколько бы Россия ни говорила, как бы ни приукрашала свои действия на границе с Украиной, весь мир понимает причины происходящего. Главное сегодня для России — выполнить Минские соглашения, ведь тогда она сможет обеспечить снятие санкций, введенных против нее. Минские договоренности говорят, что Россия должна дать возможность Украине контролировать свою территорию и границу. Так что Минские соглашения не позволяют России держать свои группировки на Донбассе. Но в период выполнения Минских соглашений (а я думаю, что РФ никогда их не выполнит) она может удерживать там свои силы.
Военный эксперт, экс-заместитель начальника Генштаба ВСУ
Все это — звенья одной цепи. Россия видит, что происходит в Украине: как известно, с 1 января 2016 года в Украине сдвинулся с места вопрос, связанный с набором на контрактную, то есть добровольческую, службу. Уже набрали 46 тысяч человек. Военнослужащие по мобилизации, шестая волна, вот-вот в сентябре должны уволиться. Если обострения ситуации не произойдет, то в Украине будет или контрактная, или срочная служба (длится полтора года, проходят ее хлопцы возрастом от 20 до 28 лет, при этом в АТО они не служат). Это даст совершенно другое качество военнослужащих.
Противник же призывает всех, кого могут, и отправляют воевать. Разница в качестве военнослужащих есть, и российская сторона это видит, понимает, что нужно решать данный вопрос. То есть в результате всего изменится качество борьбы.
С другой стороны, создание Россией целого третьего корпуса говорит само за себя. Той численности войск противника, что сейчас есть на Донбассе (а это до 40 тысяч), недостаточно. Плюс они проводили "внезапную проверку" — еще нарастили численность. Еще вопрос — как пройдут учения "Кавказ-2016".
Если судить по совокупности фактов, то Россия может под тем или иным видом сформировать группировку от 100 тысяч человек и больше. А это численность, которая позволяет начинать наступательные действия. Наступающие силы должны иметь превосходство (над обороняющимися) в три и более раз. Такая группировка сойдет даже для полномасштабных действий. Именно такую группировку Россия может и создавать. То есть, у нее есть луганское и донецкое направление, а если бороться за сухопутный коридор, то нужно формировать и этот третий корпус, не оставляя идею построения "Русского мира" или "Новороссии" в новом формате.
Вообще, в любом случае, это делается с целью давления на Украину, в первую очередь, военным путем. Такой не очень оптимистичный для Украины прогноз.
Россия стремится при формировании группировок применить качественный подход. Да, и сейчас в первом и втором армейском корпусах есть офицерский состав — это в основном кадровые российские военные или добровольцы, которые призваны, но все равно это бывшие кадровые российские военные. Ведь известно, что российские военные там служат и несут потери: и генералы погибали у них, и командиры частей; недавно у них погиб комбриг (речь о полковнике Александре Бушуеве, командовавшем 7-й бригадой "армии Новороссии", взорванном на окраине Харцызска. — Ред.).
Создание нового корпуса поможет усилить группировку. Он может быть создан за счет передислокацией военных с другого места. В Украине все иначе — нам приходится все формировать и создавать практически с нуля, наращивать возможности по обеспечению вооружением, тренировать этих людей и так далее. Для нас это нарождение нового. Россия же может решать такие вопросы просто передислокацией военнослужащих с другого места на ее территории.
В феврале 2014 года они тоже проводили "внезапную проверку", всем это продемонстрировали, Шойгу улыбался — мол, причем тут угрозы. А сами создали группировку и аннексировали Крым. В свое время, в 1968 году, Советский Союз тоже проводил "внезапную проверку" — все закончилось захватом Чехословакии.
Наши силовые структуры, прежде всего ВСУ, готовятся в том числе и к такому сценарию. Но это все достаточно многотрудно. Мощное государство, с сильными вооруженными силами, шапкозакидательством с нашей стороны не победить. Поэтому Украине нужно наращивать силы, рождать новые возможности, в отличие от России.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред