Майдан, где в четверг, 7 августа, из-за намерения коммунальщиков убрать баррикады, произошли стычки и горели шины, в нынешнем виде нужен только тем, кто на нем живет. В то же время, решить проблемы вокруг нахождения палаток и укреплений в центре Киева желательно без применения силы.
Такое мнение в комментарии "Главреду" высказала социолог, директор Фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина.
"Уже давно очевидно, что Майдан в том виде, в каком он существует сегодня, уже никому не нужен, кроме тех, кто находится на самом Майдане. Вопрос – что с ним делать? Думаю, что Майдан таки уберут в конце концов. Но вопрос, удастся ли это сделать бескровно? А если не удастся сделать бескровно, то последствия будут самые скверные, в том числе и для городской власти", - считает она.
По мнению эксперта, "о том, что делать с Майданом, нужно было думать раньше и постепенно". "Еще в мае мы проводили опрос – были определенные рекомендации, были люди, которые могли и хотели этим заниматься. Но, к сожалению, ничего всерьез сделано не было", - заметила она.
"На Майдане сейчас очень разные люди. Есть определенная группа действительно идейных людей, которые находятся там с самого начала, которые объясняют, что стоят там до сих пор для того, чтобы Майдан не превратился в клоаку, которые хоть как-то держат Майдан. С ними можно и нужно договариваться, и они готовы идти на переговоры. Есть люди, которые там живут, и им просто некуда деться. Еще в мае было понятно, что некоторые ходят на работу, а там они просто живут. Некоторые нигде не работают, но там живут. Очевидно, этим людям нужно как-то помогать. Но есть группа людей или из криминала, или пограничная с криминалом, которым там удобно заниматься своими делами. Так что на Майдане действительно разные люди", - охарактеризовала социолог нынешний состав тех, кто находится в центре Киева.
Также она считает, что для решения проблемы "должны были быть уполномоченные от городской власти, от Администрации Президента, которые бы ходили, встречались, разговаривали". "Если бы все это делалось раньше, сейчас Майдан был бы гораздо меньше. И было бы ясно, что с оставшимися можно справляться только силой. Что делать с Майданом сейчас – мне трудно давать советы, потому что сейчас люди не настроены на переговоры. Вообще, это сложная ситуация потому, что такие майданы могут возникать. При всех различиях, то, с чего начинался Донбасс, чем-то напоминает нынешний Майдан (не тот Майдан, что был осенью-зимой, а нынешний)", - также предупредила она.
Кроме того, Бекешкина пояснила, почему люди до сих пор остаются на Майдане в столице: "Потому что там они себя чувствуют значительными. Потому что люди, которые имели хорошую работу, свой бизнес, были как-то устроены в жизни, ушли оттуда и или вернулись к обычной жизни, или поехали воевать (на восток Украины - ред.). На Майдане сейчас скопище неудачников, которые таким образом как-то компенсируют свои неудачи. Там – единственное место, где они себя могут чувствовать значительными. И просто так они не уйдут. Куда им возвращаться? Туда, где они никто?"
Вместе с тем, она уверена, что "на Майдане должен быть создан какой-то мемориальный комплекс, очевидно, на улице Институтской. А Крещатик, наверное, должен быть проезжей частью (такой широкой пешеходной улицы нет нигде), это городская артерия".
Говоря о том, как решить проблему, социолог предположила: "Как минимум, наверное, стоит провести референдум или соцопрос среди киевлян о том, что делать с Майданом. Но социологическому опросу вряд ли поверят. В любом случае, нужны аргументы – мол, извините, вас на Майдане киевляне не хотят. Возможно, нужно вернуть какую-то часть людей, которые были на Майдане, чтобы они разговаривали с теми, кто сейчас остается. Потому что если разгонять силой, то будут возникать нехорошие ассоциации, и создастся картинка, что нынешняя власть применяет те же меры, что и прежняя. Хотя на самом деле Майдан уже просто не тот".
Напомним, по результатам последних переговоров находящиеся на Майдане люди пообещали освободить проезжую часть на Крещатике.
Вместе с тем, после попытки снести баррикады, в центре столицы были построены новые.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред