Проект бюджета-2015: излишний оптимизм или путь к деградации?

25 декабря 2014, 16:15обновлено 3 августа 2018, 01:11
Эксперты рассказали, насколько реалистичные показатели заложены в проект государственного бюджета на следующий год.

 / zn.ua

Проект государственного бюджета на 2015 год предусматривает падение ВВП на 4,3%, инфляцию на уровне 13,1%, дефицит бюджета на уровне 3,7%, а также жёсткие меры экономии и затягивания "социальных поясов". Сам украинский премьер Арсений Яценюк назвал этот бюджет "сверхсложным", а также отметил, что "2015 год должен стать годом как стабилизации, так и четких и жестких правил работы с государственными деньгами, с налогами и социальными выплатами". При этом он добавил, что этот бюджетный пакет законов "даст возможность, а не гарантию того, что наши иностранные партнеры дополнительно выделят средства для финансовой стабилизации страны".

Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что многие макроэкономические параметры, заложенные в бюджет-2015, не отвечают украинским реалиям, а некоторые из них – неоправданно оптимистичны. Сами экономисты дают более пессимистичный прогноз, к примеру, отмечают, что уровень инфляции будет значительно выше предусмотренного Кабмином в 13,1%.

видео дня

Владимир Лановой

Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики

УкраиныВладимир Лановой:

Макроэкономические параметры и расчётные показатели, заложенные в бюджет-2015, не отвечают реалиям нашей жизни. Они утверждают, что снизится уровень инфляции до 13,1%, что нас ждёт более умеренная ситуация с валютным курсом, что падение ВВП будет меньше, что цены на газ останутся прежними, и не будет экстремальных условий, связанных с оплатой газа. Все это написано в "розовых очках".

Так, к примеру, падение ВВП будет таким же, как в этом году, а то и более серьёзным при определённых обстоятельствах. Это глубокое падение связано с неспособностью наших традиционных предприятий вернуть старые рынки, которые были потеряны за последние годы, начиная с 2010-го. Потому необходима модернизация экономики, а также структурно-технологические изменения. А для этого нужны годы и инвестиции. Мы попали в долгий кризис.

Ничего хорошего нам также не предвещает позиция на денежно-кредитном и валютном рынках. Система разваливается. Действия Национального банка приводят к углублению финансово-денежного кризиса. Депозиты сократились, ресурсы и кредитование минимизировалось, а передача дополнительных средств в систему НБУ приводит к ослаблению гривны относительно доллара. Маховик девальвации гривны запущен, и его нужно останавливать серьёзными силами, а не административными ограничениями, которые только уменьшают доверие людей к гривне и правительству. Потому гривна относительно доллара будет продолжать падать и в следующем году. А это, в свою очередь, будет значить, что газ, который покупается за доллары, станет ещё дороже в гривнах. Потому правительство попробует поднять в 4-5 раз тарифы за потребление тепла и газа. И реально этот мафиозный энергетический круг в стране будет давить на правительство, будет задействовать огромные взятки, чтобы политика образования тарифов была выгодна именно поставщику.

Всё это значит, что инфляция просто не может быть только 13,1%. Как правило, параметры бюджета довольно искусственные, глянцевые. А на протяжении года обычно всё меняется, и никто не вспоминает, что говорили при принятии бюджета. Поэтому, уверен, инфляция будет намного больше. Не исключено, что она перейдёт в стадию гиперинфляции, если правительство и Президент не поймут, что разные манипуляции, которые включают и коррупционную составляющую – это не игрушки с гривной.

Так что мы можем столкнуться с ситуацией недостатка доходов в бюджет. Он на самом деле является несбалансированным по доходам и расходам, хотя благодаря инфляции в бюджете будет некоторая сбалансированность. Но это всё будет на фоне обнищания населения, сокращения реальных зарплат и т.д.

Так что та модель, которую сейчас предложило правительство в своей программе и законе о бюджете, не адекватна происходящему сегодня в экономике. Она не реагирует на нынешние вызовы и не включает в себя необходимые шаги по выходу из кризиса и преодолению финансового падения.

Виктор Суслов

Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики

Виктор Суслов:

Чтобы понять, почему именно такие показатели заложены в бюджет, необходимо проанализировать прогноз, подготовленный Министерством экономического развития, на 2015 год. А в этот прогноз включены моменты, реализация которых остаётся под вопросом. К примеру, на первом месте – завершение военного конфликта на востоке Украины. Это предположение означает, что при расчётах бюджета исходили из того, что промышленность на востоке будет работать, что налоги она будет выплачивать в бюджет Украины и т.д. Я не думаю, что 1 января у нас на Донбассе завершится военный конфликт, всё восстановится и будет, как было – это маловероятно.

Следующее предположение прогноза – это решение проблемы поставок газа в Украину, как написано в прогнозе, "по экономически обоснованной цене". Как известно, правительство Украины исходит из того, что экономически обоснованная цена – это всё-таки 268 долларов за тысячу кубов, и именно этого государство добивается в суде. Не уверен, что Украине удастся выйти на такой уровень цены. Поэтому и это предположение прогноза вызывает некоторые сомнения.

Прогноз построен также на том, что курс доллара будет составлять 17 гривен. Это положено в основу расчётов бюджета. Как известно, сегодня к этой величине приближается официальный курс. А межбанковский курс достаточно серьёзно отклоняется, и предпосылок для стабилизации курса гривны нет. То есть можно допустить, что официальный курс – 17 гривен за доллар – может быть в начале 2015 года на протяжении месяца или двух, но в среднем закладывать в расчёт на год такой параметр – мне кажется, это избыточный оптимизм. Это тоже ставит под сомнение обоснованность расчётов.

Падение ВВП в следующем году заложено на уровне 4,3%. Это может быть. Оно может составить больше, может – и меньше. Но, в целом, с падением ВВП на уровне 4,3% можно согласиться, если говорить о реальном ВВП в сопоставимых ценах.

Прогноз темпов инфляции – 13,1%, и это в то время как по итогам нынешнего года ожидается 25% инфляции (то есть снижение темпа инфляции почти в два раза), я считаю нереальным. Думаю, что темп инфляции будет не ниже 20%, а, может быть, и выше 25%. Сегодня нет предпосылок для проведения жёсткой денежно-кредитной политики Национально банка, с одной стороны. А с другой – у нас нет предпосылок для увеличения притока валюты, поскольку даже само правительство закладывает в расчёты к бюджету сокращение украинского экспорта на 8,9%. И не понятно, за счёт чего может произойти и стабилизация гривны, и снижение темпа инфляции.

Это основные показатели, которые положены в расчет бюджета.

Обвинять правительство в чем-то было бы неправомерно, поскольку очень много факторов неопределённости, к примеру, тот же военный конфликт. Или, скажем, правительство заложило в свои расчёты то, что состоится конференция доноров по ситуации на востоке страны, доноры выделят большие финансовые средства для восстановления Донбасса и т.д. Состоится ли эта конференция, будут ли выделены средства, успешным ли будет сотрудничество с МВФ – всё это тоже под большим вопросом. Поэтому продолжать дискуссию на тему обоснованности бюджета смысла нет, поскольку нет у нас таких пророков, которые бы могли в условиях многочисленных факторов неопределённости сказать, какими показателями нужно руководствоваться.

Надо принимать хотя бы этот прогноз правительства, принимать на его основе бюджет с пониманием того, что этот бюджет будет на протяжении года неоднократно корректироваться.

Но при этом было бы важно избежать планирования избыточных расходов. С чем бы я не согласился, так это с чрезмерно большой суммой дефицита государственного бюджета. Когда много факторов неопределённости, дефицит государственного бюджета нужно сводить к минимуму, потому что все равно даже минимальный дефицит, скорее всего, будет превышен. И надо было бы серьёзно идти на сокращение расходов.

Андрей Новак

Глава Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук

Андрей Новак:

Те показатели, которые сейчас обнародованы в проекте бюджета на 2015 год, свидетельствуют о том, что правительство пытается сделать всё, чтобы в следующем году украинская экономика и дальше падала, деградировала. Правительство само закладывает пессимистичный сценарий развития экономики, более того, структура бюджета максимально будет способствовать такому сценарию.

Закладывается увеличение дефицита бюджета на 30% по сравнению с нынешним. Это дефицит на уровне 63,669 миллиардов гривен. Также закладывается значительное увеличение (тоже приблизительно на 30%) предельного объёма государственного долга – до 1 триллиона 176 миллиардов гривен.

Однако при этом объявляется политика "затягивания социальных поясов". Такая политика применяется разными странами в кризисные моменты, но она проводится ради достижения двух целей: или сбалансирования госбюджета (чтобы он был бездефицитным или малодефицитным), или для уменьшения госдолга. А у нас правительство, с одной стороны, собирается применять "затягивание", но при этом закладывает рост дефицита бюджета и увеличение государственного долга. Возникает простой вопрос: а ради чего тогда это "затягивание социальных поясов", ради какой экономической цели?

Так что правительство действует вопреки экономической политике, которая была бы рациональной, эффективной и привела бы к улучшению ситуации.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять