Угроза с моря: как Керченский мост может навредить украинской экономике

30 ноября 2017, 06:48обновлено 3 августа 2018, 01:27
6190
Рыть канал между Азовским и Черным морем, просить Запад о новых санкциях против России, подавать иски в международные суды, требуя от Москвы соблюдать морское право — эксперты рассказали, что делать Украине в сложившейся ситуации.

 / kerchinfo.com

Пока в России корпят над строительством Керченского моста, призванного соединить Керченский и Таманский полуострова, проложив автомобильный и железнодорожный пути из России в Крым, в Украине анализируют возможные последствия сооружения этой конструкции и прогнозируют убытки, к которым приведет начало эксплуатации моста. И, судя по тому, что в Киеве продолжают настаивать и призывать к "немедленному прекращению" строительства Керченского моста, прогнозы эти весьма неутешительные.

Так, министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян на Международной конференции по морской безопасности заявил, что уже сейчас экономика нашей страны ощущает негативные последствия строительства Керченского моста.

видео дня

"На сегодняшний день наблюдается уменьшение количества заходов грузовых кораблей и грузооборота в морских портах Мариуполь и Бердянск, что негативно сказывается на экономических показателях предприятий. Так, Россия на постоянной основе нарушает основоположные принципы морского права в ходе ведения активной хозяйственной, рыбохозяйственной деятельности, строительно-инженерных работ в исключительной морской экономической зоне и территориальных водах Украины, а также продолжает осуществлять противоправные действия относительно Украины, которые со временем приобретают более системный характер", — отметил министр.

Ведь еще в мае этого года Россия ограничила параметры суден, которые следуют из Черного в Азовское море под аркой строящегося моста, что, в итоге, привело к потере экспорта только в США 1 миллиона тонн металла за год. А, кроме того, ощутимо ухудшилась зерновая логистика Азовского региона.

По словам министра, убытки выражаются в потере грузопотока и, как следствие, недополучении портовых сборов в портах Мариуполь и Бердянск. Порт Бердянск за 2017 год недополучит 206 тысяч долларов США, а порт Мариуполь — 3,5 миллиона гривен.

И хотя в Украине упоминают о том, что Россия нарушает международное морское право, готовить и подавать иски в международные суды почему-то не торопятся. И основной путь решения данной проблемы видят в призывах, обращенных к западным странам, чтобы те ввели очередную порцию санкций против России.

"Незаконное строительство Керченского моста необходимо срочно остановить, и это возможно лишь под давлением международных партнеров Украины и дополнительных санкций против России как государства, против компаний и физических лиц, которые причастны к незаконному строительству", — отметил Омелян.

Действительно ли строительство Керченского моста настолько ощутимо и болезненно для экономики Украины? Чем именно сооружение этого моста способно навредить ей? В каких суммах могут выражаться потери украинских предприятий? Пойдет ли мировое сообщество на дополнительное давление и санкции против России из-за скандального моста? Об этом и многом другом экономисты рассказали в комментариях "Главреду".

Виктор Суслов

Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Украины

Виктор Суслов:

В заявлении министра инфраструктуры Владимира Омеляна о проблемах, которые создает строительство Керченского моста для украинской экономики, речь шла, прежде всего, о технической стороне вопроса. Ведь угрозу для экономики Украины представляет не мост сам по себе, а его технические характеристики. Поскольку этот мост спроектирован так, что он создает определенные технические ограничения на проход судов по Керченскому проливу из Черного в Азовское море и наоборот. Соответственно, как следствие, ухудшаются условия логистики для Украины. Так, размер судов, их тоннаж и т.д. определяются техническими характеристиками моста, а именно — высотой пролета.

Именно по этим причинам строительство Керченского моста повлияет на себестоимость перевозок, ведь он ограничивает тоннаж судов. А, соответственно, это увеличивает издержки предприятий, которые экспортируют металл, главным образом — из украинского Мариуполя, размещенных там металлургических комбинатов.

Именно в этом состоит возможный экономический ущерб для Украины от строительства Керченского моста.

Другой аспект данного вопроса, требующий специального изучения, — наши экологи утверждали, что строительство моста наносит ущерб экологии Азовского и Черного морей.

Министр инфраструктуры говорил, в частности, о том, что убытки выражаются в потерях грузопотока и, как следствие, в недополучении портовых сборов. Так, согласно прогнозам, порт Бердянск до конца текущего года недополучит 206 тысяч долларов, а порт Мариуполь — 3,5 миллиона гривен. В целом, эти суммы не так критичны и велики, но вопрос не в этом.

Я думаю, что эта тема должна обсуждаться и регулироваться в соответствии с нормами международного права. Международное морское право — это весьма развитая отрасль права, регулирующая вопросы, которые касаются вопросов доступа к портам, различных ограничений прохождения судов и др.

Подчеркиваю, этот вопрос не является политическим. Это — вопрос выполнения норм международного права. Если, согласно нормам международного права и международным конвенциям по судоходству, права Украины нарушены в данном случае, и создаются условия, из-за которых Украина понесет потери, Киев должен обращаться в суд и требовать компенсаций.

А политические заявления с призывами к международному сообществу об увеличении давления на Россию или введении дополнительных санкций против РФ ни к чему не приведут. Нужно меньше демагогии, меньше политических заявлений — нужно больше действий. Именно это сейчас требуется от украинского правительства.

Олег Соскин

Директор Института трансформации обществаОлег Соскин:

Сегодня нельзя спрогнозировать, что вообще произойдет после того, как Керченский мост будет достроен полностью и начнет функционировать, а в частности, что произойдет с украинской экономикой. Как известно, строится два моста — железнодорожный и автомобильный.

Но точно можно ожидать, что после завершения строительства моста украинские порты в крайне сложной ситуации, особенно порты на Азовском море, прежде всего, Мариуполь. Поскольку появившееся сооружение полностью перекроет и изменит всю экосистему и водную систему Керченского пролива. К тому же, ферма Керченского моста (часть конструкции моста, — Ред.), которая стоит над фарватером, где, собственно, и проходят корабли, будет пропускать только суда определенной высоты и тоннажа.

Поэтому, безусловно, мост создаст ряд угроз, последствия которых на данный момент просчитать не удастся.

Ведь вообще не известно, что с этим мостом случится зимой. Никто не отменял "грязевые вулканы", смену водных течений зимой, лед и все остальное. Прогнозы пока что строить крайне сложно.

Еще один важный момент. Если Керченский мост разрушится, фарватер полностью окажется забит. И тогда любые перевозки полностью прекратятся.

Тогда нужна будет альтернатива, о которой уже говорили, — придется прорыть канал между материковой Украиной и Крымом, на нашей территории, чтобы обеспечить выход судов из Азовского моря в Черное. То есть в связи со строительством возникает много неожиданных проблем, которые пока сложно проанализировать.

Следует также отметить, что, как только мост будет достроен и задействован, Россия сможет полностью перекрыть доступ к нашим портам. Она вполне может заявить, что, поскольку Крым принадлежит ей, она контролирует всю акваторию Азовского моря. В связи с этим возникает большая угроза.

Что делать Украине в данной ситуации? Нам нужно рыть канал между Азовским морем, Крымом и нашей материковой частью, то есть начать создавать такой участок, чтобы могли ходить суда. Также необходимо думать над тем, как изменить профильность этих портов.

Также нужно вводить внутренние санкции против России, а не наращивать импорт из нее, как произошло в этом году — в четыре раза вырос импорт из РФ. А Омелян… Все-таки ребенок есть ребенок, он не очень компетентен, потому и говорит, что западные партнеры должны вводить санкции. На самом деле, это Украина должна вводить собственные санкции против России, а не кричать все время "введите санкции!". Европа больше не будет вводить санкции — она уже ими сыта по горло.

Андрей Новак

Глава Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук

Андрей Новак:

Если Керченский мост все-таки будет достроен Россией, он создаст преграду для грузового судоходства, что практически перекроет доступ к украинскому порту в Мариуполе. А это, в свою очередь, существенно повлияет на отгрузку продукции украинских промышленных предприятий, которые сконцентрированы в Мариуполе и вокруг него.

В итоге, этим предприятиям придется искать другие пути, чтобы доставлять продукцию своим заказчикам и покупателям. А это значительно удорожит ее. Им придется заменять морской способ доставки на сухопутный — железнодорожный или автомобильный. А это приведет к существенному подорожанию продукции. Потому строительство данного моста повлияет не на всю украинскую экономику, но на тех производителей, которые пользовались морскими портами и морским путем доставки.

Недополученные в виде портовых сборов деньги — это лишь незначительная часть всех экономических потерь, которые понесет Украина. Намного бо́льшими будут потери производителей, которые будут вынуждены морские перевозки менять на сухопутные. Думаю, что дополнительные затраты украинских производителей будут исчисляться десятками миллионов гривен ежегодно.

Что касается призыва, адресованного мировому сообществу, ввести новые санкции против России из-за строительства Керченского моста, то логика применения санкций против страны-агрессора, то есть Российской Федерации, должна состоять в наращивании санкций. Каждые полгода пересмотр вопроса о продлении или не продлении санкций еще на полгода, как правило, сопровождается некоторым их усилением. Уже сейчас вступили в действие санкции против энергетического и финансового сектора РФ. Также есть заявление нашего министра иностранных дел о том, что США рассматривают возможность усиления санкций против России. В этом контексте Украина, конечно, может использовать и факт строительства Керченского моста.

И тут есть два варианта. Украина может либо требовать введения целевых санкций из-за сооружения Керченского моста против всех компаний, задействованных в его строительстве, чтобы они отказались от данного проекта. Либо Украина может использовать правовое направление, то есть Киев может обращаться в международные суды в связи с нарушением морского права Россией.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять