Китай и Беларусь на фоне саммита НАТО в США проводят совместные военные учения "Атакующий сокол". Маневры, в рамках которых белорусы вместе с китайцами тренируются проведению ночного десантирования, преодоления водных преград и ведения боевых действий в населенном пункте, продлятся до 19 июля. Китайцы заявляют, что совместно с белорусами отрабатывают операции по освобождению заложников и мероприятия, направленные на противодействие терроризму.
В интервью Главреду военный аналитик, сотрудник Службы безопасности Украины в период с 2004 по 2015 год Иван Ступак рассказал, почему Беларуси понадобились военные учения с Китаем, объяснил обеспокоенность Лукашенко по поводу ситуации со своей армией, оценил вероятность появления в республике военной базы Китая и раскрыл планы Пекина в отношении России.
Китай и Беларусь проводят военные учения у границ Польши. В Минске маневры назвали "антитеррористической тренировкой" совместной китайско-белорусской группировки, а в Пекине заявили, что мероприятие не направлено против каких-либо государств. Как вы думаете, какова реальная цель этих учений?
Беларусь преследует две цели: провести тренировку своих войск совместно с таким солидным партнером, как Китай, и наладить отношения с Пекином. Лукашенко всячески выгибается в дугу, подпрыгивает и приседает, поскольку для него очень важно быть рядышком с Китаем. Думаю, что именно Лукашенко стал инициатором отправки китайских войск в Беларусь для проведения этих тренировок. Таким образом, Лукашенко пытается показать, что с ним, мол, дружит целый Китай, и он не изгой.
В проведении китайско-белорусских учений заинтересована, прежде всего, Беларусь. Лукашенко очень комплексует из-за низкого уровня боеспособности своих сил безопасности, в том числе спецназа и армии. Ведь тренировки того же белорусского спецназа, которые включают разбивание головой шифера, прыжки через горящие кольца и другие странные действия, выглядят смешно. Возможно, лет 10 назад это было бы впечатляюще, но сейчас, когда идет война, в ходе которой украинская и, к сожалению, российская армии показывают, как они умеют воевать, действия белорусов смотрятся нелепо.
В Беларуси наблюдают, как украинцы и россияне получают военный опыт, поляки тренируются и закупили на 15 млрд долларов технику и амуницию, а страны Балтии строят долговременные огневые точки стоимостью в 60 млн евро. И Минск это напрягает. Особенно в ситуации, когда последний более-менее серьезный военный опыт у белорусов был во времена Афганской кампании. А настоящий опыт ведения боевых действий – и вовсе во времена Второй мировой войны. Больше никакого военного опыта у армии Беларуси нет, поэтому Лукашенко так комплексует. Для тренировок своей армии белорусский диктатор еще в прошлом году выписал себе из России около 10 тысяч вагнеровцев, а теперь вот проводит учения с Китаем.
Возможно, армия Беларуси, под прикрытием военных учений, готовится к участию в каких-либо боевых действиях?
Мы всегда учитываем сценарий возможного участия белорусской армии в войне России против Украины. Но, на мой взгляд, вероятность его реализации – чуть выше нуля.
Во-первых, армия Беларуси не готова к войне – у нее нет боевого опыта.
Во-вторых, она технически истощена. Российская Федерация забрала у Беларуси приличное количество военной техники, амуниции и боеприпасов, чтобы воевать с Украиной.
В-третьих, Лукашенко понимает, что если он вступит в войну, возникнет вопрос: а для чего, с какой целью? Чтобы вторгнуться в Польшу и прорваться в Сувалкский коридор? Действительно, такие заявления со стороны Минска уже были. В частности, начальник Генштаба республики Беларусь Муравейко, которого назначили на этот пост лишь несколько месяцев назад, еще в октябре прошлого года делал такие громкие заявления. Впрочем, Муравейко – это очень большой сторонник "русского мира". Муравейко и государственный секретарь Совбеза Беларуси Вольфович – два крупных драйвера российских интересов среди белорусских силовиков. Вполне возможно, что через Муравейко россияне вбрасывают в публичное пространство нужные для себя тезисы.
Впрочем, самому Лукашенко подобный сценарий абсолютно не выгоден. Белорусский диктатор видит ситуацию примерно следующим образом: продавать страх и трясти реактивными системами залпового огня Полонез ("майонез", как их называют наши военные) – это круто. Но дальше что? Для чего все такие действия? Если будет война, придется мобилизовать людей и раздать им оружие. А ведь Лукашенко прекрасно понимает, что в таком случае оружие попадет в руки людям, которые в 2020 году чуть не сбросили его с престола.
Мобилизация в Беларуси грозит крушением режима Лукашенко?
Конечно. И Лукашенко это прекрасно понимает.
Кроме того, Лукашенко осознает, что часть территории республики Беларусь уязвима для ударов со стороны Украины. К примеру, тот же Мозырский нефтеперерабатывающий завод находится в 40 километрах от линии украино-белорусской границы. Дворец независимости Беларуси – 270 км от территории Украины. Вся территория Беларуси – с юга на север – это 500 километров. Вообще ни о чем. Украина в этой ситуации могла бы поработать беспилотниками, которые могли бы спокойно полететь туда и обратно. На одном баке.
На мой взгляд, если возникнет драка за Сувалкский коридор, Украина должна в нее ввязаться. В таком случае мы будем защищать наших главных союзников – Польшу и страны Балтии. Медлить будет нельзя.
Беларусь и Китай активно усиливают сотрудничество. Беларусь официально вступила в Шанхайскую организацию сотрудничества, министр иностранных дел РБ Рыженков встретился с главным китайским дипломатом Ван И, идут совместные военные учения… Каковы интересы Китая в Беларуси? Что нужно Пекину?
Я считаю, что сейчас Беларусь для Китая – лишь символический трофей. Пекин сотрудничает с Минском, но рассматривает его исключительно как своего маленького вассала, на которого можно надавить и что-то ему продать. Причем о больших объемах сбыта и речи не идет, потому что население Беларуси составляет максимум 9 миллионов человек.
Китай мог бы продавать в Беларуси свои машины и другие товары. Но что республика может покупать? Согласно данным на 2023 год, ее экономика на 70% зависела от Российской Федерации. Продвижение экономических планов на территории Беларуси выглядит как тупик – дорогу в Европу не построишь. Все боятся Беларуси как огня, те же поляки строят заборы на границе и пытаются в приграничье сделать серую зону.
Китай вряд ли может надеяться на создание в Беларуси своего торгового хаба с прицелом на развитие экономического сотрудничества с Европой?
Пока что Китай не сможет реализовать подобные планы. От Беларуси все ограждаются. Как поляки, так и литовцы с эстонцами.
Какую роль в сотрудничестве Пекина и Минска играет Россия? Ведь Москва наверняка контролирует все, что происходит в Беларуси.
Россия действительно контролирует все, что происходит в Беларуси. Белорусские военные и силовой блок в целом работают на Москву. Думаю, что Минску разрешили сотрудничать с Пекином для того, чтобы как-то вытягивать белорусскую экономику, которой сейчас очень тяжело. Лукашенко в этой ситуации продолжает подпрыгивать: ездит в Африку, где пытается продать свои трактора, принимает у себя иранцев, чуть ли не каждую неделю посещает Россию, где встречается с разными губернаторами. Предлагает россиянам купить те же трактора, троллейбусы и картошку.
Лукашенко уже обратился даже к украинцам и россиянам. Мол, приезжайте к нам, развивайте вымирающие села, и покупайте землю, пока она не стала дороже. Дешевый маркетинг – бери сейчас, потому что потом будет дороже. Подобное заявление – сигнал того, что с экономикой в Беларуси большие проблемы. Поэтому Лукашенко пытается искать новые возможности, в том числе и в рамках сотрудничества с Китаем. Но для Пекина Беларусь – лишь площадка для сбыта своих товаров. Таких, как электроника или даже чеснок.
В принципе, Китай может "купить" Беларусь. Пекин делает ставку на агрессивную внешнюю политику и для экономической экспансии использует программу, с помощью которой заманивает в свои сети нерасторопных или жадных лидеров. В рамках программы "Один пояс – один путь" китайские банки дают кредиты правительствам на строительство определенных объектов. А потом, когда у стран нет денег, чтобы рассчитаться по долгам, забирает их ресурсы, активы и инфраструктуру.
Причем Китай может забирать активы по низкой цене. К примеру, не за 1 млрд долларов, а за 100-200 млн. И, таким образом, Китай способен завладеть в Беларуси теми же Мозырским и Новополоцким нефтеперерабатывающими заводами.
Как вы считаете, может ли Китай в будущем разместить в Беларуси свои войска? К примеру, ограниченный контингент, небольшую группировку военных.
Китай в будущем мог бы разместить в Беларуси свою военную базу. Но дело в том, что у Беларуси нет выхода к морю. Если бы он был, тогда сценарий стал бы очень интересным для Пекина.
Также любопытно, как на такой шаг Пекина отреагирует Россия. Может проглотить, а может и выразить свое недовольство. Интересна и позиция самого Лукашенко. Впрочем, если Лукашенко пообещают сохранение личной власти и правления его клана вместе с сыном, то он может дать свое согласие.
Что военная база в Беларуси даст Китаю? При таком варианте развития события китайские солдаты окажутся за 8 тысяч километров от своей территории и близко к Европе. Настоящая экзотика. Польша, мягко говоря, очень удивится, а страны Балтии будут повергнуты в шок.
Насколько активной в ближайшие годы будет экономическая экспансия Китая на территориях России?
Китайская экономическая экспансия на территориях Российской Федерации будет очень активно распространяться. Потому что Китай видит Россию исключительно в качестве своего сырьевого придатка. Источника бесконечных и очень дешевых ресурсов. Примером того, как Китай действует в своих интересах, является история с проектом Сила Сибири-2. Россия дважды пыталась втянуть в проект Китай, но оба раза получила отказ. Китайцы сказали россиянам примерно следующее: стройте за свои деньги и продавайте нам газ по цене, как для внутреннего потребителя.
Сотрудничество между Китаем и Россией продолжает нарастать. После начала полномасштабной войны Москвы против Киева китайско-российский торговый оборот увеличился. На конец 2022 года он составил около 190 миллиардов долларов США. В 2023 году товарооборот вырос до показателя в $240 млрд. Мы видим, как растет и экспорт леса и полезных ископаемых из России в Китай, причем по низким ценам.
Впрочем, объемы торговли между КНР и РФ нельзя сравнить с товарооборотом Китая и Запада. Оборот Китая и Евросоюза – около $700 млрд. Примерно такая же цифра составляет и торговый оборот между Китаем и США. Более того, китайская торговля с Западом предполагает не переправку эшелонов с нефтью или дизельным топливом, продажу продуктов высоких технологий. Например, тех же смартфонов iPhone. Китай производит множество товаров, которые идут на Запад. Здесь можно даже вспомнить историю с появлением фотографий, где на лейбле красной бейсболки с фирменным лозунгом Трампа Make America Great Again, было написано: Made in China.
Пойдет ли Китай после экономической экспансии на отчуждение российских территорий?
Здесь вопрос состоит в том, будет ли у Китая такая необходимость. У КНР достаточно территорий, однако непонятно, насколько они подходят для жизни. На территориях РФ могут появиться китайские военные базы. К примеру, возле полярного круга или на Каспии по договору аренды, условно говоря, 100 м² какой-либо области. И это будет экспансией китайских интересов.
Примечательно, что стоимость такой аренды может составить небольшую по политическим меркам сумму – те же $100 млн. База Лурдес на Кубе, которую россияне арендовали, как раз столько же и стоила. С точки зрения геополитических интересов это мизерные деньги.
Кто такой Иван Ступак
Иван Ступак - военный эксперт, бывший сотрудник СБУ.
Окончил Национальную академию СБУ. После завершения учебы около 9 лет работал на оперативных и руководящих должностях в Главном управлении СБУ в Киеве и Киевской области. Занимался противодействием экономическим преступлениям.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред