"Нулевой вариант" для Украины

7 февраля 2014, 18:26обновлено 3 августа 2018, 01:04
Последние несколько месяцев страна жила в постоянном и, что самое неприятное, очень близком страхе.

 / Reuters

Последние несколько месяцев страна жила в постоянном и, что самое неприятное, очень близком страхе. Буквально рядом со счастливыми, взволнованными и безразличными украинцами взрывались автомобили, раздавались звуки выстрелов, похищались и погибали люди, страдали мирные жители и правоохранители. Ни один политический и финансовый кризис до этого не имел таких радикальных и чудовищных проявлений.

Однако этот безумный поезд был остановлен за метр до обрыва. Скорее всего, сработало чувство самосохранения: как у представителей власти, так и у представителей оппозиции. Первые смогли на марше сменить правила игры и рулевых, вторые попытались поверить им и восстановить контроль над улицей. И если у Януковича получилось многое, то оппозиция сегодня находится перед очень непростой дилеммой – как вновь перевести сценарий развития ситуаций из радикального в переговорный формат.

видео дня

"Ястреб мира"

Приход в Администрацию Президента Андрея Клюева многие эксперты ошибочно связали с готовностью Президента к реализации, прежде всего, силового варианта. В качестве аргументов использовали показания председателя КГГА Александра Попова, утверждавшего, что именно в СНБОУ отвечают за силовой разгон так называемого "студенческого майдана" в ноябре прошлого года. Таким образом, действия Сергея Левочкина должны были выглядеть как утонченная стратегия "умного" разложения оппозиции, но этого не случилось.

Как бы там ни было, но в этой стране найдется немного людей, которые могут хотя бы приблизиться к пониманию всех этих моделей функционирования системы сдерживаний и противовесов власти и оппозиции. Поэтому говорить, что Клюев является типичным представителем так называемой "группы ястребов" в окружении Януковича – как минимум, примитивно.

Однако что же привело страну на грань такого раскола? Наверное, сегодня многие согласятся: не будь того самого разгона "студенческого Майдана", тактики персонального преследования отдельных общественных активистов, законов 16 января, – протестные настроения в обществе не были бы столь критичными. Никогда бы на Грушевского не появился "Правый сектор", не горели бы "беркутовские" автобусы, не собирались бы миллионные митинги. Это значит, что в окружении Януковича, все-таки, есть радикальные элементы, которые и спровоцировали этот конфликт. Но назвать этих "технологов" или политиков "ястребами" язык не поворачивается. Скорее всего, речь идет о стае ворон, привычных к заклевыванию стаей, но улетучивающихся при первом звуке холостого выстрела.

Можно, конечно, все списать на неопытность, на "несварение" при отличном аппетите – мол, замахнулись на кусок больший, чем могут заглотить. Можно говорить, что Виталий Захарченко, вероятно, так и не смог стать "своим" в высших эшелонах МВД и отследить откровенные "подставы". Однако рвения у него хватит на многих. Вот и пошли в ход неразборчивые методы. Единственное, чего не учли молодые ястребы, это то, что ответственность за принятие решения - все равно на них. И в этом была самая главная ошибка Захарченко. Теперь для того, чтобы восстановить доверие общества к милиции, не достаточно будет возложить ответственность персонально на руководителей силового блока и переименовать органы в полицию. Придется прибегнуть, как минимум, к кадровой ротации.

Как бы там ни было, но и опасные, чрезмерно тонкие игры Левочкина, и брутально-неповоротливые телодвижения Захарченко вынужден будет "подчищать" Клюев. Рано говорить, как это в результате у него получится. Однако на сегодняшний момент среди плюсов – возвращение парламенту статуса площадки для дискуссии, вовлечение лидеров оппозиции в умеренный сценарий и, соответственно, отрыв их от жесткой психологической накачки Майданом.

Два украинца - три гетьмана

Стоит понимать, что требование освободить государственные учреждения, отвечает самым потаенным стремлениям лидеров оппозиции. Ведь они попросту не могут контролировать эти протесты. Не сегодня-завтра "Правый сектор" оформится в партию или движение по всей стране. В частности, начнет формировать альтернативные органы власти в захваченных областных администрациях: создадут муниципальную милицию, введут институт шерифов, избираемость судов, национализируют СМИ и пр. И что тогда случится с рейтингами Кличко, Яценюка и Тягнибока?..

Таким образом, стихийное противостояние на Грушевского катализировало неестественный симбиоз власти и оппозиции. Пакет предложений из АП сегодня воспринимается лидерами оппозиции, как бальзам на душу.

Скорее всего, на этом нынешний политический кризис и начнет затухать. Однако подумал ли кто-нибудь из нынешних лидеров оппозиции или партии власти о том, как изменится сознание всех тех "офисных хомячков", которые в декабре-январе нашли в себе смелость натянуть балаклавы, взять в руки палки и бутылки с зажигательной смесью, и которых завтра в очередной раз "кинут" их собственные вроде бы лидеры? Интересно, как они будут реагировать на любые формы притеснений: на работе, на дороге, в обществе, в семье?

Все-таки, когда времена меняются, люди меняются вместе с ними. Ситуация, бывает, возвращается на круги своя. Но изменения в людях необратимы.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять