Эксперты о соглашениях в Женеве: России верить нельзя, но Украина может получить передышку

18 апреля 2014, 19:55обновлено 3 августа 2018, 01:06
Эксперты рассказали, что на самом деле дадут договоренности США, ЕС, России и Украины.

Переговоры в Женеве

17 апреля на переговорах Украины, России, ЕС и США в Женеве был достигнут ряд договоренностей, направленных на снятие напряжения на востоке Украины. В обнародованном по результатам встречи заявлении стороны, в частности, договорились воздерживаться от насилия, запугивания и провокаций, разоружать незаконные вооруженные формирования, освобождать заблокированные здания и так далее.

В то же время, сепаратисты продолжают удерживать ряд админзданий на востоке Украины, а российские военные, так называемые "зеленые человечки", никуда не делись из Славянска...

видео дня

Эксперты рассказали "Главреду", как женевские договоренности способны повлиять на ситуацию, и насколько добросовестного их соблюдения следует ждать от России.

Владимир Огрызко

Экс-министр иностранных дел Украины

Владимир Огрызко:

Добросовестность соблюдения договоренностей Россией – это ключевой момент, который сегодня беспокоит всех. К огромному сожалению, своей предыдущей политикой, а особенно агрессией против Украины, Россия продемонстрировала, что для нее международные документы ничего не значат. Потому в мире не оценивают Россию по ее словам или подписанным документам – ее оценивают исключительно по тем поступкам, которые она совершает. Именно потому после вчерашних многочасовых переговоров и Керри, и Эштон, а потом и руководители США, Великобритании и Германии четко заявили, что ситуацию проанализируют на протяжении ближайших дней, и если она не улучшится, санкции против России будут продолжаться.

Все прекрасно понимают, что компромиссные формулировки, которые вчера были прописаны в декларации, будут иметь смысл только в том случае, если Россия захочет их выполнять. Как политический документ – это определенный положительный шаг вперед. Там действительно содержатся призывы к определенным действиям, реализация которых может помочь тому, чтобы ряд вопросов на востоке был решен. Но, повторюсь, все зависит от желания РФ прекратить вмешательство в наши внутренние дела и, наконец, прийти к тому, что мы сами решаем, как нам жить, строить свое будущее и свою страну. А подсказки и, тем более, грубая агрессия со стороны России нам не подходят.

Нет никаких гарантий, что достигнутые договоренности хотя бы на время снимут напряжение в российско-украинских отношениях или приостановят агрессию со стороны России по отношению к Украине. Не думаю, что российская сторона действительно решила идти путем поиска взаимопонимания и уменьшения напряжения. Это тактический ход, который Россия вынуждена была сделать, чтобы не оказаться в тотальной международной изоляции и не почувствовать на себе третью волну санкций (а они будут очень ощутимыми и болезненными).

Это будет определенная передышка, которую мы должны использовать максимально, чтобы наши силы были консолидированы, чтобы наши военные начали действовать слаженно и системно, чтобы провести необходимые переговоры с митингующими на востоке и объяснить им, о чем идет речь. В тактическом плане это выгодно для нас. А в стратегическом – я лично не верю в заявления российской стороны. Россия неоднократно откровенно лгала. А вчера это подтвердил и ее руководитель.

Кость Бондаренко

Директор Института украинской политики

Кость Бондаренко:

Главный вопрос сейчас – насколько добросовестно будет следовать достигнутым в Женеве договоренностям Украина? Потому что эти договоренности загоняют украинскую власть в ловушку: они могут продемонстрировать, что украинская власть не контролирует ситуацию в стране. Они предусматривают, что в Украине должны быть ликвидированы и разоружены все незаконные военные формирования. Сможет ли украинская власть не только разоружить так называемых сепаратистов на востоке, но и разоружить Самооборону, "Правый сектор", Национальную гвардию, которая сегодня не предусмотрена Конституцией, а потому тоже может считаться незаконным вооруженным формированием? Есть довольно много моментов, говорящих о том, что сама попытка разоружения может вызвать массовое недовольство среди тех, кто поддерживал власть.

Россия, с формальной точки зрения, может всегда умыть руки, сказав, что она не нарушает женевские договоренности, поскольку не присутствует на востоке Украине. И будет требовать представить неопровержимые доказательства того, что ее вооруженные силы есть на востоке Украины. Так что ситуация двоякая.

Реально Украина не выиграла от женевских договоренностей. Фактически они ставят нашу страну не в субъектную, а в объектную позицию, то есть, за нее теперь решают вопросы. И плюс ко всему, Украина теряет значительную часть рычагов влияния на ситуацию в стране. Потому – не стоит переоценивать женевские договоренности.

Григорий Перепелица

Доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко, эксперт по вопросам международной политики

Григорий Перепелица:

Само начало переговорного процесса – это позитив. Чисто конфронтационная парадигма развития войны, развязанной Россией, дает возможность в перспективе достигать компромиссов. Хотя эти компромиссы будут подчинены, прежде всего, логике развития самого конфликта – агрессии в форме военной оккупации. И именно для прекращения этой оккупации или приостановления ее эскалации необходимы эти переговоры. Думаю, они не последние – их будет серия. Так что переговоры хороши тем, что стороны сели за стол переговоров, осудили проявления экстремизма, нетерпимости и антисемитизма (хотя, в принципе, в Украине этого не существует – очевидно, взято клише из документов ООН, чтобы показать, что переговоры проходят в русле общепринятых международных норм). Переговоры станут возможностью иметь канал коммуникаций, где США и ЕС будут играть роль посредника.

Что касается тех задач, которые ставила украинская делегация, связанных с отменой разрешения Совета Федерации о введении войск на территорию Украины, то есть военной оккупации – все требования Украины были проигнорированы Россией, и никто не мог заставить их выполнять. Россия считает себя победителем в этой войне: сила на ее стороне, и в любой момент она может снова прибегнуть к эскалации конфликта. Благодаря этому преимуществу Россия будет диктовать условия в данных переговорах. Но решения о разоружении незаконных формирований и освобождение незаконно занятых зданий – это, безусловно, позитив. И это даст возможность апеллировать и к самой России, поскольку все здания захватывали российские диверсанты и спецназ.

Насколько Россия будет выполнять это решение, под которым она сама собственно и подписалась – большой вопрос. Очевидно, она не будет этого делать. Но, по крайней мере, у украинской стороны есть теперь законная возможность настаивать на том, что Россия должны вывести своих военных (хотя она и не признает их присутствия тут). Украинской стороне нужно не просто отлавливать этих диверсантов – их нужно показывать по телевидению, чтобы было понятно, что это не выдумки СБУ, а реальные задержанные, которые являются российскими военнослужащими. Это будет оказывать существенное влияние и на саму Россию, и на мировое сообщество, а также показывать сепаратистам, кто, собственно, ими руководит.

Решение, что специальная миссия ОБСЕ должна играть главную роль в оказании помощи украинской власти, а США, ЕС и Россия обязались поддержать эту миссию как наблюдатели – неоднозначное. Если говорить о миссии наблюдателей вообще, то это позитив, что они будут видеть реальную ситуацию, а не знать о ней из российских источников. С другой стороны миссия наблюдателей не может работать, пока происходит эскалация конфликта. Это мы видели в Косово, когда в 1998 году миссия ОБСЕ по урегулированию косовского конфликта начинала работу очень успешно. Но благодаря тому, что НАТО обязалось обеспечить безопасность в Косово при выведении сербских сил безопасности. Однако потом конфликт обострился. Поскольку в значительной мере сербские силы безопасности были выведены, а албанские боевики не были разоружены.

Боюсь, что может быть такая же ситуация и у нас. Чтобы ввести миссию наблюдателей, сначала нужно прекратить эскалацию конфликта, которую провоцируют сепаратисты. Россия как член ОБСЕ будет требовать прекращения антитеррористической операции, то есть выведения украинских сил безопасности из Донецкой области, и это может привести к албанскому варианту. Как албанские боевики привели к эскалации конфликта в Косово, так могут сделать российские диверсанты и сепаратисты в Донецкой области.

То есть, я бы не сказал, что введение миссии ОБСЕ окажет однозначно положительный эффект. Тем более, если мы посмотрим, как работала миссия ОБСЕ в зоне южноосетинского и абхазско-грузинского конфликта: когда армия России в 2008 году начала агрессию и широкомасштабное наступление, миссия ОБСЕ докладывала, что все спокойно.

Так что эффективность таких миссий ОБСЕ чрезвычайно низка. Иногда они даже мешают урегулированию конфликта. Хотя, безусловно, это дает возможность мировому сообществу следить за реальной ситуацией. Они и называются наблюдательными миссиями потому, что их задача – предупредить конфликт, не допустить его эскалацию. Но эта фаза у нас уже прошла. Нам нужна была миссия ОБСЕ, когда мы ее приглашали, с самого начала – когда только началась эскалация конфликта в Крыму. Тогда наш МИД обращался с просьбой прислать сюда представителей ОБСЕ. Когда они приехали, мы отправили их туда. В Крым их не пустили, но на восток Украины их отправили. Что они сделали, чтобы избежать эскалации – риторический вопрос. Потому данную инициативу с миссией можно воспринимать неоднозначно.

Для России – это позитив, потому что она будет использовать миссию, чтобы заставить Украину вывести из восточных регионов силы безопасности и прекратить АТО. Если там сепаратисты действуют с оружием, то сначала их необходимо разоружить, а уже потом выводить. Потому, думаю, Россия будет использовать миссию в своих целях, чтобы потом управлять эскалацией конфликта на Донбассе.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять