"Особый статус" части Донбасса: зачем приняты законы, и чего ждать от Путина

17 сентября 2014, 20:44обновлено 3 августа 2018, 01:09
Законы по Донбассу - экспортный продукт. Россия на мир не идет.

Путин сейчас вряд ли остановит агрессию против Украины

Киев продолжает в одностороннем порядке выполнять Минский протокол в надежде нащупать в процессе маневров путь к политическому решению ситуации на Донбассе. Принятые законы об особом статусе оккупированных территорий и амнистии боевикам – лишь следующий ход в попытке сыграть мирную партию.

"Особые" законы для Донбасса стали третьим по счету шагом на пути к миру за последние две недели, который вызвал общественный резонанс. Первым было решение о режиме прекращения огня с 5 сентября, которое соблюдается преимущественно украинской стороной, но позволяет поставить масштабные боевые действия на паузу, дать передышку военным и обменять часть пленных. Затем последовала отсрочка на год введения в силу ряда положений Соглашения об ассоциации с ЕС, продавленная Россией, но при этом ратификация СА была проведена синхронно с Европарламентом, а в Брюсселе пообещали не затягивать процесс его одобрения национальными парламентами. Каждый из этих шагов Киев предпринимал с невысокой долей надежды на успех в обуздании агрессивных намерений России. Заядлых оптимистов на Банковой нет. Но и альтернативы поиску способов достижения мира тоже нет.

Стоит отметить, что реализация мирного плана давалась бы гораздо легче, если бы свои инициативы власть предваряла основательной информационной артподготовкой. Возможно, не понадобилось бы проталкивать "особые законы" через Раду в тайном режиме, если бы заявления премьера о том, что применять их будут только после возвращения территорий под контроль Киева, прозвучали до голосования, а не постфактум в качестве оправдания. Да и волны возмущения украинцев необходимостью содержать террористов и обеспечить восстановление разрушенного ими из своего кармана просто не было бы, если бы Арсений Яценюк сообщил о создании фонда восстановления Донбасса за счет взносов олигархов и помощи Запада хотя бы на день раньше.

За разбором неоднозначных положений принятых законов остались практически незамеченными несколько нюансов. Прежде всего, стоит обратить внимание, что законы в авральном порядке были утверждены накануне заокеанского турне Петра Порошенко. Договариваться в Белом Доме о предоставлении Украине военно-технической помощи ему будет гораздо проще, имея на руках доказательства выполнения практически всех пунктов Минского протокола. И в Брюсселе, и в Вашингтоне предпринятые законодательные усилия президента уже оценили позитивно. В то время как свидетельств встречного движения со стороны России там не фиксируют – ни в плане вывода российских войск с украинской территории, ни в плане оказания умиротворяющего воздействия на подконтрольных Кремлю "ополченцев".

Хотя временные рамки выполнения минских договоренностей не установлены, две недели – достаточный срок, чтобы подводить итоги. Зачесть их можно только Украине. Очевидно, после визита Порошенко в Вашингтон в ближайшие дни оттуда поступит новая порция жестких заявлений в адрес России, подкрепленная принятием дополнительных мер. Симпатизирующие нам американские сенаторы уже внесли законопроект о поддержке Украины оружием и новых санкциях против агрессора. В Сенате его будут рассматривать как раз после выступления Петра Порошенко.

Президент заметно спешил с протягиванием законов через парламент, но не стал их сразу подписывать. Скорее всего, две положенные по Конституции недели он будет выдерживать паузу, ожидая реакции России. Но пока ничто не предвещает, что Владимир Путин начнет сворачивать военную кампанию. Наоборот, Сергей Шойгу анонсировал разворачивание полноценной армейской группировки в Крыму, второй "гуманитарный конвой" неизвестно с чем спокойно заехал на нашу территорию, и вскоре грозят прислать третий, боевики "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР объединили свои группировки в вооруженные силы "Новороссии", а интенсивность обстрела позиций сил АТО нарастает. Кремль использует передышку для ротации своих войск и укрепления присутствия на нашей территории.

Да и наполнение "особых" законов для Донбасса, вызвавшее бурю возмущения, на самом деле, довольно декларативно. Для реализации заявленного - выстраивания новой системы местного самоуправления, организации проведения выборов, определения границ "особой зоны" - необходимо принять ряд дополнительных законодательных актов, что сможет сделать в лучшем случае лишь следующий парламент, который приступит к выполнению обязанностей только в конце ноября. Готов ли Владимир Путин бездействовать так долго? Сомнительно, поскольку с каждым днем в России будут все больше чувствовать эффект от введенных санкций. И на Западе наверняка понимают, что до очередного обострения на Донбассе, возможно, остаются считанные дни. Поэтому с превентивными мерами, скорее всего, не будут медлить.

Реализация мирного плана дается Петру Порошенко с трудом, и все больше напоминает хождение по минному полю, где каждый шаг вперед грозит стать роковым не только для репутации самого проводника, но и для всей страны. Поле для маневра у него крайне узкое - решить проблему кавалерийским наскоком невозможно, а топтание на месте приводит к росту потерь и воспринимается как сдача позиций. Он вынужден принимать неоднозначные решения, вроде законов по Донбассу и амнистии террористам, которые никто не собирается выполнять, но необходимо доказать это на практике Западу, поскольку без его поддержки Украине в противостоянии с Россией не выстоять. Принятые законы предназначены исключительно на экспорт, для внутреннего потребления этот полуфабрикат просто не пригоден.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять