Задержание и арест журналиста "Укринформа" Романа Сущенко в Россииможет быть очередным эпизодом в серии провокаций российских спецслужб, начавшейся с поимки в Крыму "украинских диверсантов", и может привести к очередному серьезному обострению двусторонних отношений.
Об этом директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов рассказал в комментарии "Главреду".
"Стороннему наблюдателю сложно понять, что происходит на самом деле, и как-то комментировать сложившуюся ситуацию с задержанием Романа Сущенко. Внешне все выглядит так, что Сущенко приехал в Россию по личным делам, он является журналистом с 2002 года, работал во Франции с 2010-го — казалось бы, к нему не должно было возникнуть никаких претензий", — напомнил политический эксперт.
"Совершенно не понятно, на чем основаны обвинения в шпионаже (ФСБ РФ заявляет, что Сущенко — полковник и кадровый сотрудник Главного управления разведки Минобороны Украины). Но даже в таком случае для обвинения нужны неопровержимые факты. Напомним, недавно ведь был случай, когда российские власти задержали офицера СБУ, который тоже ехал в Россию по личным делам, но тогда его просто выдворили с территории РФ, не выдвинув обвинений в "шпионаже", как на этот раз", — говорит политолог.
"Вся эта история с задержанием Романа Сущенко может пойти по тому же пути, что и дело Надежды Савченко. Несмотря на то, что "дело Савченко" было искусственно создано и сфальсифицировано (вряд ли ее можно было обвинять в чем-то из того, в чем ее обвиняло российское следствие), мы видим, что никаких прямых последствий для самой России и взаимоотношений с остальным миром эта авантюра не имела. Да, был резонанс. О Савченко говорили Байден, Керри, Меркель и Олланд, и вроде бы даже Обама, но на этом все и закончилось. В итоге, Надежда была освобождена по тому странному сценарию, который придумал Медведчук, — сценарию, при реализации которого не пострадал имидж президента России, который якобы не сделал ни шага назад и пошел на это только из-за того, что родственники российских погибших журналистов попросили освободить Савченко", — подчеркнул директор Института политанализа и международных исследований.
По его мнению, ситуация скандальная и в чем-то безысходная и разрешить ее каким-то образом сегодня вряд ли возможно.
"Можно, конечно, говорить, что для многих категорий граждан Украины поездки в Россию становятся опасными. Вряд ли это касается всех, поскольку сомневаюсь, что российские власти дадут указание арестовывать далеких от политики простых людей, — чтобы не создавать волну антироссийских настроений. Однако для некоторых украинцев поездки в Россию становится весьма рискованными", — заметил политолог.
"Украинской стороне сейчас важно доказать мировому сообществу, что в случае с Романом Сущенко произошел ничем не обоснованный арест журналиста. Эта история получит большой общественный резонанс, поскольку будет показывать полнейший российский произвол", — подчеркнул эксперт.
"Чего, таким образом, может добиваться Москва? В чем логика действий российских спецслужб? Во-первых, за этим может стоять намерение обменять Сущенко на российского разведчика или другого задержанного, имеющего значение для России. Во-вторых, Москва может таким образом надавить на Киев, чтобы достичь каких-то своих целей, а это — лишь косвенный сигнал, который мне тяжело расшифровать. В-третьих, это может быть очередным эпизодом в длинной серии провокаций, которая, вероятно, началась с поимки в Крыму "украинских диверсантов". Дело Сущенко может быть продолжением такой линии. Кто-то в спецслужбах России, возможно, планирует серию новых скандальных поводов, которые должны привести к очередному серьезному обострению двусторонних отношений", — резюмировал Сергей Толстов.
Напомним, политолог Владимир Цибулько рассказал в комментарии "Главреду", что арест Сущенко показал: Кремль нагнетает атмосферу страха и продолжает искать "врагов", а сама страна ушла в глухую самоблокаду.
Больше о деле Сущенко читайте на "Главреде":ФСБ уполномочена заявить, или Зачем в России играют в шпионов.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред