Боевики заговорили об объединении "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. В частности, такого варианта развития событий не исключает "спикер" так называемого народного совета самопровозглашенной "Донецкой народной республики" Андрей Пургин. "Об объединении "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, в принципе, говорить возможно. И, думаю, над этим нужно работать", — отметил он.
Эксперты рассказали "Главреду", что такой шаг даст самим "народным республикам", а также их патронам — российскому руководству, и, кроме того, что это будет значить для Украины, насколько такого рода объединение усложнит попытки урегулировать ситуацию на Донбассе.
Объясняя идею боевиков об объединении "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, политологи называют разные причины: кто-то считает, что ее попытаются реализовать, чтобы Москве проще было контролировать оккупированные территории; кто-то — что таким образом хотят объединить интеллектуальные ресурсы боевиков; кто-то — что так стремятся сделать представителей оккупированной части Донбасса полноценными участниками переговорного процесса.
В одном эксперты полностью сходятся во мнении: объединение "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, если и произойдет, то не будет значить никаких существенных изменений для Украины.
Заместитель директора Агентства моделирования ситуаций
Поскольку это — проект, который полностью зависит от Москвы, в какой именно форме он будет реализован, не имеет никакого значения. Наверное, это объединение нужно для того, чтобы, во-первых, удерживать какой-то интерес. Во-вторых, террористы не могут похвастаться ничем другим (ни перспективами, ни экономикой — ничем). Они могут предложить только такие вещи, как переименования, и еженедельные изменения взглядов — то эти территории они считают частью Украины, то частью России. Это говорит о том, что нет дальнейшей стратегии развития оккупированных территорий. Проблема висит, России нужна определенная логистика: она пытается приучить Запад и Украину, вообще, нашу цивилизацию к существованию такой проблемы в Украине.
Для Украины такое объединение ЛНР и ДНР, если оно таки состоится, ничего, по сути, значить не будет. Если бы данный конфликт на Донбассе основывался на каких-то этнических, религиозных, расовых отличиях и особенностях этого региона, которые бы отделяли его от Украины, то это имело бы значение. А так как этих отличий между Донбассом и Украиной нет, то и для нас ничего не изменится при попытке объединить "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР.
Для чего такое объединение нужно Москве? Будет проще контролировать данную территорию.
К тому же, существование отдельных "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР было как-то слишком сложно — проще объединить это под одним названием (то ли "Новороссия", то ли какой-то другой). К примеру, есть проблема Молдовы, есть проблема Грузии (по разным этническим различиям), вот и в Украине пытаются создать "проблему" — Донбасс.
ПолитологВладимирЦибулько:
Объединение "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР будет чисто политтехнологическим шагом. С точки зрения кремлевских "кукловодов", этот шаг будет продиктован желанием, прежде всего, объединить интеллектуальный ресурс. Поскольку власть террористов деинтеллектуализирована априори, это станет попыткой собрать лучшие мозги в единый кулак.
Но, с другой стороны, если Кремль решит отступать, то такое объединение "народных республик" будет созданием внутреннего фронта между ЛНР и ДНР. Это лучший способ столкнуть их лбами и бросить потом на произвол судьбы, отказавшись от любой финансовой поддержки, поскольку это — "токсичный актив". Поэтому можно сказать, что это объединение — попытка еще больше отравить актив, который во внутренней борьбе сожжет остатки уже и так практически отсутствующей репутации.
Думаю, что в таком случае для Украины откроется несколько иной путь и методы ведения диалога с той территорией: появится возможность адресно работать с местными общинами, в обход террористов. Если есть на оккупированных территориях общины, готовые обращаться к украинской власти за прямым протекторатом, то может открыться такая возможность.
Менталитет донецких и луганских людей состоит в том, что там начальник тот, кто платит деньги. А денег сейчас не платит никто. И если вдруг некоторые местные общины поймут, что можно целенаправленно и эгоистично начать договариваться в обход "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР с украинской властью, это может быть интересным путем.
ПолитологАнатолийЛуценко:
Поскольку проект "Новороссия" был похоронен, на него уже нет финансирования, и идет отдельная поддержка двух террористических организаций и квазитерриториальных объединений, выбран такой элемент внешнего давления, как объединение "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, чтобы представители "республик" могли стать субъектами переговорного процесса. Либо они читали, либо им их патроны объясняли содержание Минских соглашений; поэтому идея с объединением нужна исключительно для того, чтобы стать субъектами переговорного процесса. Они понимают, что время идет, недовольство по поводу их деятельности с каждым днем все больше возрастает, они понимают, что им Гаага уже "привет передает", соответственно, в контексте этой игры идет и активизация их боевой деятельности, которая происходит параллельно.
Для Украины объединение "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, если оно произойдет, не обещает никаких изменений, потому что на самом деле это — весьма виртуальный проект. Раньше они назывались "Новороссией", сейчас — "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР, как они после объединения будут называться — для нас это не играет никакой роли.
У нас есть четкая позиция: нам нужно выйти на свои границы. Когда мы это сделаем, две пародии на Пиночета будут жить где-то под Москвой, как традиционно бывает, когда проваливаются такого рода проекты.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред