Cоглашение с Россией: газовая капитуляция Украины или стимул для энергосбережения

31 октября 2014, 17:15обновлено 3 августа 2018, 01:10
3753
Эксперты рассказали, насколько для Украины выгодны условия, на которых мы будем покупать российский газ этой зимой.

 / Reuters

Украина, Россия и Еврокомиссия договорились о поставках российского газа в Украину и обеспечении транзита в Европу зимой. Договоренности сторон были закреплены юридически обязывающим трехсторонним протоколом. Премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что поставки российского газа в Украину будут осуществляться по предоплате, при этом объемы поставок будут определяться Украиной, а Еврокомиссия выступила гарантом справедливой цены. "В последнем квартале 2014 года цена будет на уровне 378 долл. за тысячу кубометров, а в первом квартале 2015 года – на уровне 365 долл. ", – рассказал премьер.

Также Украина признала долг в размере 5,3 млрд долл. и обязалась до конца года выплатить 3,1 млрд долл.

видео дня

Оценки данных договоренностей, которыми с "Главредом" поделились эксперты по энергетическим вопросам, рознятся. Одни считают итоги газовых переговоров проигрышем нашей стороны, другие отмечают, что в условиях войны и непростых украинско-российских отношениях – это вполне нормальный результат.

Владимир Омельченко

Директор энергетических программ Центра Разумкова

Владимир Омельченко:

Этот документ стопроцентно был подписан на условиях "Газпрома". Украине необходимо теперь найти огромные деньги – почти 4 млрд долл. до конца года. Цена для нас установлена достаточно высокая. Условия предоплаты для Украины – самые жесткие в Европе. Так что соглашение подписано всецело на условиях "Газпрома", он не пошел ни на один миллиметр уступок. На уступки пошла Украина.

Большую роль в этом сыграло давление со стороны Европейского Союза. По сути, Украина была просто вынуждена под давлением "Газпрома" и Евросоюза пожертвовать своими интересами. Евросоюзу легче "нагибать" Украину, чем Россию.

Относительно суммы долга пока что идут переговоры, но, повторюсь, в целом, этот контракт подписан под диктовку российской компании "Газпром".

Богдан Соколовский

Бывший уполномоченный Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности

Богдан Соколовский:

Подписанный документ и весь переговорный процесс я считаю тотальным проигрышем украинской стороны. К сожалению, произошла "газовая капитуляция" Украины в присутствии Европы. Европа в этой ситуации, прежде всего, думает о себе и собственных интересах, а не об Украине и справедливых для нее условиях.

В результате этих переговоров и подписания документа, во-первых, не понятно, какой мы долг признали за собой и почему: раньше все время речь шла о 3,1 млрд долл., а сейчас внезапно мы признали долг в размере 5 млрд. Совершенно не ясно, откуда взялась эта цифра.

Во-вторых, не понятно, почему в итоге установили цену на российский газ для Украины выше, чем среднеевропейская рыночная цена по долгосрочным контрактам. Не ясно, чем мы хуже других европейских стран для России.

Кроме того, подписание этого соглашения означает, что мы консервируем советскую газовую действительность на годы вперед: фактически мы отказались от необходимости сокращать потребление газа; мы не поставили условия о том, чтобы бизнес сам договаривался о поставках газа (по сути, переговоры об условиях для бизнеса мы ведем от имени государства – такого нет нигде!).

Почему Украина была вынуждена согласиться на такие условия? Здесь сыграло роль и давление России, и совершенно нейтральное отношение Европы. А Украина в лице тех, кто представлял нас на переговорах, о себе должным образом не позаботилась.

Александр Гудыма

Эксперт по энергетическим вопросам, бывший народный депутат

Александр Гудыма:

Без Европы и США мы бы не смогли подписать подобных соглашений с Россией. Конечно, результат этих переговоров мог бы быть лучше (по цифрам, по цене), но и нынешний – тоже хорошо. Но только при условии – если Россия будет выполнять эти договоренности, потому что минские соглашения, подписанные ею, как мы видим, не выполняются.

Почему я не боюсь той цены, на которой остановились, и которая сейчас больше, чем могла бы быть? Потому что она будет держать в тонусе украинское правительство. Если новое правительство не будет помнить и делать необходимые шаги по энергосбережению и уменьшению потребления газа вообще, то это соглашение будет его постоянно к этому стимулировать.

Я считаю, что в нынешних условиях войны достигнутые договоренности – вполне нормальный шаг. Но вся работа по уменьшению зависимости Украины от российского газа еще впереди.

Это – промежуточное соглашение, которое предусматривает, что решение Стокгольмского арбитражного суда приведет к дальнейшим изменениям, в том числе пересмотру контракта и пересчету долга. Если Россия будет выполнять эти договоренности, то до весны мы, по крайней мере, сможем переключиться на другие более глобальные проблемы, ожидать решения Стокгольмского арбитража и думать, как мы будем жить после марта. То есть соглашение нам дает тайм-аут, чтобы мы могли уменьшить риски. Теперь наша страна перезимует без особых проблем, но, повторюсь, если Россия будет выполнять соглашения. Но при этом мы с РФ не должны строить слишком тесных отношений и увеличивать потребление российского газа. Наоборот, мы ежедневно должны пытаться сводить его потребление к минимуму.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять