Обновление ядерного арсенала России: бравада, шантаж или демонстрация силы

23 сентября 2014, 10:56обновлено 3 августа 2018, 01:09
Эксперты рассказали, способна ли Россия настолько быстро и полно обновить свое ядерное оружие, как обещает.

 / topwar.ru

Россия к 2020 году намерена обновить вооружение стратегических ядерных сил на 100%, о чем заявил российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. Так, по его словам, российские армия и флот уже к 2015 году перейдут на ультрасовременное оружие на 30%, а дальше – больше. "Надо ли удивлять наших коллег и всеми ли видами оружия надо бряцать, чтобы их удивить? Кое-что надо сохранить в тихой тайне, для себя, и удивить в самый критический момент", – отметил Рогозин.

Опрошенные "Главредом" эксперты довольно скептически отнеслись к заявлению российского вице-премьера и считают стопроцентное обновление российского ядерного арсенала за столь короткий срок маловероятным. Они объяснили, что такой процесс модернизации чрезмерно дорогостоящий, а у России вряд ли найдутся достаточные финансовые ресурсы, чтобы позволить себе такой проект (особенно учитывая экономические потери от введенных против РФ санкций, которые станут ощутимы в ближайшие годы).

видео дня

Кроме того, эксперты отмечают, что такие заявления со стороны российских политиков – скорее, бравада и попытка демонстрировать силу, не более того. Но, несмотря на это, они подчеркивают, что Украина должна сделать все для повышения собственной обороноспособности и быть готовой ко всему, раз уж у нее под боком настолько непредсказуемый и вооруженный ядерным оружием сосед.

Сергей Згурец

Руководитель исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоруженияСергей Згурец:

Обновление ядерного потенциала – это довольно сложный и дорогостоящий процесс. Он охватывает несколько компонентов: носители и сами ядерные боезаряды. К носителям относятся подводные лодки, авиация и межконтинентальные баллистические ракеты. Процесс, касающийся баллистических ракет, у россиян действительно идет, и связан он с созданием новых ракет, более эффективных, чем сейчас, однако есть определенные технологические трудности. У россиян сейчас нет новых ядерных боеприпасов для установки на подводные лодки. Да и авиация остается у них в прежнем формате, поскольку нет новых бомбардировщиков, способных заменить нынешние.

Так что де-факто эти затраты измеряются миллиардами. Но процесс этот требует времени не из-за отсутствия средств, а из-за отсутствия соответствующих технологических решений, которыми сегодня России не располагает. Кроме того, в ближайшие годы станет ощутимо влияние санкций, введенных против Российской Федерации – финансовых ресурсов у россиян станет намного меньше. В этих условиях развивать такие чрезмерные проекты РФ вряд ли удастся в полной мере. Так что тот же Рогозин слишком оптимистичен в заявлениях об этом и других проектах (например, касающихся создания авиационных двигателей). Уже несколько лет все эти проекты откладываются и не реализовываются.

В этом смысле заявление об обновлении ядерных арсеналов теоретически отвечает потребностям России, где все носители устаревают. Но для этого нужны финансовые возможности, которых сегодня у России нет.

Заявление Рогозина вписывается в общую канву действий РФ по демонстрации сил и попытке раздразнить другие государства своим поведением. Об этом, в том числе, говорит и заявление Путина, что они могут на танках доехать до европейских столиц, если захотят. Так что это – процесс демонстрации общей силы.

В любом случае мы понимаем, что обновление ядерных арсеналов, скорее, должно беспокоить супердержавы, а не Украину. Потому что заявление об обновлении ядерного вооружения касается в первую очередь Великобритании, Франции, Америки и Китая. Эти страны внимательно следят за действиями России и будут искать способы компенсировать эти даже декоративные мощности. К слову, ядерных мощностей у той же Америки намного больше, чем у России. Но все равно такого рода заявления россиян вызовут наработки в этой сфере и у других стран в ответ.

Что касается Украины. Часто наши политики и главы силовых ведомств неуклюже используют тему ядерного оружия, заявляя о том, что Украина должна восстановить свой ядерный статус. Думаю, что это шаг слишком дорогостоящий и сложный, с точки зрения технических и финансовых возможностей. Но в любом случае мы можем говорить о том, что РФ будет использовать все рычаги давления – силовые и декларативные, чтобы обеспечить давление на те страны (прежде всего, супердержавы), которые могут обеспечить Украине поддержку. В этом смысле такого рода заявления со стороны России определенным образом заставляют супердержавы думать о собственной безопасности и своих интересах, а не об интересах Украины. Таким образом, России фокусирует основное внимание не на противостоянии Украины и РФ, а на безопасности других стран. Это, в принципе, как ни странно, продемонстрировала и Польша (если судить о последнем заявлении нового премьер-министра).

Можно сделать вывод, что мир милитаризируется, а "спусковым крючком" в этом процессе стала Российская Федерация. Нам же следует рассчитывать на собственные возможности и постепенно, но быстро, переводить жизнь страны на военный лад, чтобы быть готовыми ко всем возможным рискам, которые способна спровоцировать РФ.

Алексей Мельник

Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

Алексей Мельник:

В данном заявлении Рогозин просто озвучил один из аспектов российской программы перевооружения. Что нужно делать Украине в связи с этим заявлением? Это как раз тот случай, когда Украина может не реагировать. Потому что вряд ли на такое заявление нужна реакция с ее стороны. Особенно это касается тех заявлений, которые делают наши чиновники – о возможности восстановления ядерного статуса Украины.

Это все не должно иметь никаких последствий для нашей военной доктрины. Нам не нужно делать привязки к последнему заявлению Рогозина. Понятно, что Россия и дальше будет не только прибегать к военной риторике, но и к определенным недружественным шагам по отношению к Украине. Украина уже это поняла и осознала, что ей всерьез нужно заниматься собственной обороной. Это – вопрос не только сегодняшнего дня, но и длительной перспективы. Второй уже для многих очевидный вывод: несмотря на то, что нам предоставляется огромная дипломатическая, политическая и экономическая помощь, вопрос обороны – это, прежде всего, ответственность украинской власти и общества.

Другой вопрос – насколько реально для России на 100% обновить свой ядерный потенциал до 2020 года? По ранее озвученным оценкам программы перевооружения экспертов, в том числе российских, достижение целей, поставленных программой, довольно проблематично, с точки зрения экономических ресурсов, с точки зрения технологий (точнее – отсутствия таковых). Скорее всего, как большинство других программ, она не будет выполнена полностью. Сможет ли российская власть реально оценить ее и не привести страну к такому же коллапсу, как это случилось с Советским Союзом (одна из причин распада – гонка вооружения) – покажет время.

Россияне сейчас не говорят об увеличении количества ядерных запасов, не выходят за рамки тех ограничений, которые закреплены в международных договорах. Да и сейчас для России нет смысла наращивать ядерное оружие, поскольку те, что уже есть в распоряжении, существенно превышают потенциал взаимного уничтожения.

Единственный аспект, который в этом смысле может быть интересен Украине – то, что около 50% ракет, которые сейчас находятся на вооружении России, или были произведены Украиной или сейчас находятся на обслуживании украинских специалистов, или же перспектива их разработки зависит от КБ "Южное" и других оборонных предприятий Украины. Это – именно тот аспект, который может стать предметом переговоров или шантажа с российской стороны.

Евгений Жеребецкий

Эксперт по проблемам международной безопасности, политолог

Евгений Жеребецкий:

Заводы россиян по обогащению 235-го урана в Сибири давно законсервированы (даже не знаю, действуют ли они). Их запасы обогащенного урана, полученные после демонтажа части боеголовок, по соглашению с американцами, отправлялись в США, и там его разбавляли 238-м для атомных электростанций.

То есть, если в России есть нужные заводы, не факт, что они работают. Но, с другой стороны, Россия может демонтировать старые боеголовки и вмонтировать их в новые носители (к примеру, это касается серьезных ракет, таких как "Сатана"). Все остальные – делались в Днепропетровске. У нас было соглашение с россиянами по модернизации носителей, и перед Майданом (я говорил с компетентными людьми) наши специалисты успели это сделать – отремонтировать и поставить на новый капитальный носитель.

Так что это заявление Рогозина громко звучит, но серьезных возможностей все это реализовать у России вряд ли есть. Потому я довольно скептически отношусь к этим словам. Кроме того, такие проекты требуют колоссальных денег, людей и технологий. У россиян с этим проблемы: они "Булаву" прилепят к своим подводным лодкам – и в трех случаях из пяти она у них не летает или летает, но не туда. Потому, возможно, россияне и могут обновить ядерное вооружение. Но – какого оно будет качества?

Скорее всего, это просто пропагандистское заявление, своего рода бравада со стороны России.

Последствия для Украины? Если у нас сосед – сумасшедший, садист, то мы сами должны как-то отбиваться от него. Нужно быть готовыми ко всему, даже умереть, если что. Ведь все наши соседи отворачиваются и плетут совершенное дикие вещи. Крым и проблемы на востоке – это результат общего "труда" Евросоюза и наших президентов, правительств и политиков. А нам говорят, что, мол, да, у вас сосед ненормальный, захватил Крым, убивает ваших людей, у вас нет оружия, но мы вам его все равно не дадим. Цинизм и абсурдность этого просто поражают.

Я сомневаюсь, что после такого рода заявлений со стороны России в Европе начнется гонка вооружения. Иран тихой сапой сейчас добивается, чтобы его пустили на рынок нефти, что обвалит цену на нефть и, как следствие, прижмет Россию. Иран требует этого, чтобы ему пошли на уступки, и не делали серьезных рестрикций относительно его ядерной программы. Иран, если получит ядерное оружие (а он уже стоит на пороге этого), не отважится его применять. Для него – это оружие защиты.

Европа в этом плане ленивая, жадная и тупая. Европейцы давно не увеличивают свои затраты на вооруженные силы. Они не хотят воевать, даже когда это надо делать. Более того, они не хотят помогать кому-то другому. Они хотят сохранить со всеми хорошие отношения, чтобы можно было торговать "Мерседесами" и холодильниками и зарабатывать на этом деньги, есть и пить больше, жить еще лучше.

Что касается Китая, это – "черная дыра", и никто не знает, что там происходит на самом деле. У них есть серьезные программы, согласно которым они будут строить подводные лодки, авианосцы, будут создавать большой океанический флот. Но их ядерная программа настолько законспирирована, что даже не знаю.

США в свою очередь никогда не останавливались в обновлении ядерного вооружения, в частности, все время пытались усовершенствовать системы доставки. Они все время проводят модернизацию и уделяют много внимания системе ПВО и достигли серьезных успехов. Так, существует система ПВО "Иджис", которая установлена на кораблях. Сейчас эти корабли с "Иджисом" пребывают на румынской военно-морской базе. Такая система способна в полете и на старте перехватывать российские ядерные ракеты. Но американцы никогда не останавливались в повышении обороноспособности, потому что не на кого надеяться, кроме как на себя самих.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять