Если вывести за скобки простые объяснения, с чего вдруг в день годовщины гибели первых героев Небесной Сотни в эфире телеканала ZIK появилось интервью с экс-главой АП Януковича Андреем Портновым, то споры о праве на микрофон делят Украину на тех, для кого приоритет – "легальность" и тех, для кого приоритет – "легитимность".
С точки зрения "легальности", разрешено все, что не запрещено. В рамках такого подхода Петр Симоненко может рассуждать о том, какой должна быть Украина. Портнов – критиковать коррупцию. Адепты "русского мира" - спорить о декоммунизации.
С точки зрения "легитимности" право на трибуну нужно заслужить. Такой подход отсекает от эфира тех, кто считает, что земля плоская. И объявляет маргинальной любую площадку, которая дает одинаковое время онкологам и экстрасенсам-целителям.
Первый подход – объявляет СМИ пространством тотальной свободы и безответственности. Свободы – потому что готов слушать всех, вне зависимости от репутации. Безответственности – потому что перекладывает ответственность на аудиторию. "Наши зрители послушают всех и сами сделают выбор".
Читайте также: "Постепенно теряет лицо и превращается в помойку". Соцсети - о скандальном интервью Портнова на ТВ
Второй подход накладывает на СМИ ценностные обязательства. Ставит редакцию перед необходимостью иметь позицию и нести за нее ответственность. Исходит из того, что Поплавский и Гузар могут быть равны юридически, но удельный вес "легитимности" каждого – разный. А потому мнение Любомира Гузара весит и значит больше, чем мнение поющего ректора.
В итоге, каждая редакция оказывается перед выбором. Она может согласиться на роль экспертного сита и самостоятельно решать, кому предоставлять трибуну. Либо занять отстраненную позицию, прикрываясь буквой закона. В котором о профессиональной – и этической – компетенции нет ни слова.
Я субъективен. Для меня контекст всегда важен. У нас четверть века в парламенте страны сидели целые фракции, считающие столицей страны Москву, а не Киев. Четверть века у микрофона тусили люди, которые отрицали право Украины не быть Малороссией. Нас убеждали, что все точки зрения имеют право на существование. В 2014-м оказалось, что нет.
Мне кажется, что люди из прошлого могут получать эфир на условиях исповеди, а не проповеди. Иначе нет смысла.
Хотя бы потому, что "стандарты журналистики" - это не про безответственность. Напротив – они про ответственность. Про готовность принимать решения. Про способность чувствовать контекст. Про умение видеть последствия – не только для самих себя, но для полиса и его граждан.
Земля круглая. Планета вращается вокруг Солнца. Прививки спасают от болезней. ЛГБТ имеют права. Украина – жертва российской агрессии. Два плюс два равно четыре.
Наверное, ответственность – это называть вещи своими именами.
Павел Казарин, журналист
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред