Принятие парламентом закона об амнистии участников протестов на Майдане заставило Виктора Януковича поучаствовать в уговаривании фракции Партии регионов, самих "регионалов" вернуться к кнопкодавству, а коммунистов – в очередной раз подыграть партии власти, позиции которой стали слабее. Но "война нервов" продолжается, и в ней еще возможны жертвы.
Создается устойчивое ощущение, что инициативы власти, перехватившей у оппозиции лавры первой скрипки переговорного процесса, больше направлены не на урегулирование беспрецедентного политического кризиса, а на формирование положительного образа Виктора Януковича в глазах собственного электората и стран Запада. Виктор Федорович продолжает оставаться в режиме быстрого дозвона со стороны руководства ЕС, канцлера Германии Ангелы Меркель и вице-президента США Джо Байдена. И Западу определенно по душе инициатива украинского президента, показавшего, что он готов на компромиссы с оппозицией. При этом тамошние политики предпочитают не вспоминать, что сегодня премьерское кресло больше напоминает электрический стул, рубильник которого - в руках главы государства.
При всей своей нарочитой миролюбивости, властные инициативы имеют двойное дно. Кадровая была призвана как минимум поссорить лидеров оппозиционных фракций фантазиями на тему "начальник – подчиненный" и разделить ответственность за выведение страны из кризиса, амнистия – продемонстрировать, что лидеры оппозиционных фракций не контролируют протестующих на Грушевского и Майдане. Впрочем, отсутствие отношений иерархии между лицензированной оппозицией и обычными участниками митингов – секрет Полишинеля. Но даже в нынешних условиях полторы сотни оппозиционных парламентариев не спешат интегрироваться в протестную активность своих сограждан (читай – потенциальных избирателей).
Если бы власть была настроена на реальный компромисс, она применила бы простую схему осуществления амнистии: условное освобождение задержанных за участие в протестах – освобождение административных зданий – полная реабилитация принимавших участие в протестах. Но на Банковой продолжают воспринимать компромисс как признак слабости, заодно пытаясь внести раздрай в среду протестующих.
Януковичу не удалось добиться от лидеров оппозиционных фракций осуждения радикальной части протестующих, что дало бы отмашку силовому сценарию. Поэтому власть стремится переиграть оппозиционеров в тактической борьбе, продемонстрировав их недоговороспособность. Против президента и его команды сыграли штурмы областных администраций в центре и на западе страны, приведшие к потере контроля Киева над некоторыми регионами. А также реакция руководителей ОГА на юго-востоке, начавших превращать здания в укрепленные пункты и санкционировавших совместные действия милиции и личностей криминального вида, направленных против протестующих.
Лидеры оппозиционных фракций назвали проголосованный закон об амнистии "законом о заложниках", подчеркнув, что он был принят "путем шантажа, шулерства и кнопкодавства". При этом Кличко, Тягнибок и Яценюк скромно умолчали, что у них в который уже раз не оказалось хотя бы формального "плана Б". Действительно, участие главы государства в совещании фракции "регионалов" непосредственно в помещении Верховной Рады – локальная сенсация, как и разброд и шатания, начавшиеся внутри крупнейшего парламентского объединения. По всей видимости, Виктору Федоровичу придется учитывать факт расслоения родной фракции при формировании правительства, подыскивая кандидатуры более тщательно, чем он мог предполагать ранее.
Трудно не согласиться с Владимиром Рыбаком. Спикер, протянувший закон об амнистии через сессионный зал словно верблюда через игольное ушко, после подписания нормативного акта и его передачи на Банковую, где документ был подписан президентом, признал, что это решение не разрешит политический кризис полностью. Удовлетворение принятым законом выразил разве только Леонид Кравчук, отметивший необходимость компромисса.
Жаль, что Леонид Макарович забыл уточнить, что в современных условиях компромисс должен напоминать урок танго, который берут двое неопытных, но терпеливых партнеров. Они не только наступают друг другу на ноги, но и подстраиваются под ритм общественно-политической ситуации в стране. В противном случае угрозы суверенитету Украины становятся не декларативными, а реальными. Поэтому именно от способности представителей власти и оппозиции идти на реальные уступки зависит урегулирование нынешнего состояния украинской турбулентности.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред