Российская власть устами пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова поставила украинских военных в Крыму перед выбором: или присоединиться к "войскам" сепаратистской республики, которые станут частью российской армии, или покинуть полуостров. Вместе с тем, во вторник, 18 марта, в результате нападения оккупантов погиб украинский прапорщик, еще один наш офицер ранен.
Вечером в среду, 19 марта, ряд решений принял СНБО. В частности, Украина хочет попросить ООН объявить Крым демилитаризованной территорией, где не будет ни наших, ни российских войск. Также Кабмину поручено готовить выведение украинских военных с полуострова.
Опрошенные "Главредом" эксперты (высказавшиеся еще до решений СНБО) считают, что украинские военные пока должны оставаться в АРК, но при условии, что центральная власть найдет способ обеспечить их безопасность. При этом семьи военнослужащих и гражданское население необходимо эвакуировать. По мнению экспертов, россияне, несмотря на заверения Путина, не позволят украинцам сохранить свою национальную идентичность.
Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский:
Такие решения (о выведении войск - ред.) принимаются в комплексе других мер. Наши военные в Крыму – это наше военное присутствие на той земле, которую мы считаем своей. Это как символ обозначения того, что мы там есть. Решение о том, оставлять военных в Крыму или выводить, должно вписываться в общую стратегию по поведению Украины в этих событиях.
Кроме того, речь должна идти не только о военных, но и о наших гражданах Украины, которые сейчас находятся в Крыму (это и украинцы, и крымские татары). Вывести оттуда только военных и оставить остальных – это будет выглядеть как предательство.
Такого рода шаги должны четко увязываться с действиями на других фронтах: это и санкции Запада, и наши собственные действия, и наши попытки все-таки посадить российскую власть за стол переговоров.
Если украинские военные будут оставаться в Крыму, то их необходимо обеспечить материально-техническими средствами, а главное – нормальным управлением, командами, механизмами передачи оперативных решений. Это все необходимо для того, чтобы они не чувствовали себя брошенными. Это сложно осуществить, потому, повторюсь, все нужно рассматривать в комплексе.
Эксперт по вопросам международной безопасности, политологЕвгений Жеребецкий:
Сейчас в Крыму в еще большей опасности, чем украинские военные, находятся крымские татары и украинцы. Против них начинается настоящий террор. У военных хоть оружие есть.
Даже не хочу комментировать тот факт, что на захваченной территории Крыма остались наши корабли и самолеты. Об этом должны думать и говорить военные.
На мой взгляд, идеальный вариант – оставить украинских военных в Крыму. В каком виде, как это будет выглядеть – сложно сказать. В нынешней войне у россиян на первом месте стоят психологические диверсии и психологическая война. Вбрасывается огромное количество информации, Путин и другие ведут себя совершенно нагло и бессовестно, озвучивается откровенная ложь. Это все делается для того, чтобы подавить моральный дух. У нас, к сожалению, никто не объясняет, что происходит.
Думаю, что россияне не заинтересованы в том, чтобы солдаты стреляли друг в друга. Наши, украинские военные атаковать не будут, а, значит, это будут делать военные с той стороны. А это тоже очень сложно психологически – стрелять в людей, с которыми ты еще вчера пил пиво или играл в футбол.
Семьи военных, безусловно, нужно из Крыма эвакуировать. Однако, если всех военных забирать оттуда, то с оружием, с техникой и всем остальным. И тут есть масса способов, как заставить россиян пойти на это. У нас на территории огромное количество российского имущества, в частности, есть труба, которая может оказаться прекрасным рычагом давления и на Россию, и на Европу (которая насмехается над всеми, вводя целых семь персональных санкций, но не вводя ни одной санкции против России).
Россияне когда-то вели войну с Чечней. И в этой войне больше всего пострадало российское население. До сих пор у меня хранится старый выпуск газеты "Известия", где на фото идет молодая женщина, держа в руке полуторагодовалого ребенка, и идет огромная колонна людей, беженцев, из Грозного. Если россияне бомбили Грозный, где большинство населения – это россияне, то ясно, что здесь они церемониться вообще не будут. Это не будут делать солдаты – этими займутся "путитушки", которые будут терроризировать украиноязычных и других людей, которые считают себя украинцами, гражданами Украины.
Что касается крымских татар, то они, по крайней мере, консолидированы. Татарам некуда деваться, для них ситуация самая сложная. В итоге, их движение может превратиться в партизанскую войну, в которую включится весь мусульманский элемент, экстремисты. Крымские татары были довольно умеренными, нашими союзниками, гражданами Украины, а сейчас есть все шансы, что туда вольются экстремисты, террористы с Ближнего Востока, тогда все станет намного сложнее.
Обеспечить помощь военным в Крыму можно только путем переговоров. Сейчас россияне в эйфории, потому что без выстрелов завоевали здоровенный кусок территории и два миллиона граждан, которые будут платить им налоги. У меня большие сомнения, что они на эти переговоры пойдут, но у нас есть очень опытные дипломаты. Контингент остается на данной территории, мы не признаем присоединения Крыма, а остальные вопросы могут решаться только путем переговоров.
Что касается гражданского населения, крымских татар – с ними все проще. Не нужно платить пенсии всем. В самом Севастополе и на ЮБК масса военных, которые принимали участие в этом перевороте. Они там служили, а после отставки оседали на южном берегу. Ничего платить диверсантам из собственной казны! Мы не можем полностью прекратить выплачивать пенсии, потому что степной Крым – это украинцы и крымские татары. Перекрывать воду туда – это безумие, это воевать против своих. А с электроэнергией можно что-то делать. Пенсии должны иметь адресный характер. Людей бросать нельзя. В конце концов, у нас есть СНБО – он должен об этом думать, привлекать специалистов.
Также и к президентским выборам в областях, близких к Крыму (Херсонской и Николаевской областях), нужно создать избирательные участки специальные, куда бы жители Крыма могли прийти. То же с пенсиями и помощью.
Доктор политических наукГригорий Перепелица:
Когда разваливался СССР, российские войска оставались в Приднестровье, Грузии, Азербайджане. Потом шли длительные переговоры о ликвидации их баз там. И, к примеру, на Стамбульском саммите ОБСЕ Россия подписалась и обязалась вывести до 2001 года свои войска из Приднестровья и Грузии.
По этой аналогии, мы должны начать переговоры о выведении войск. Но в данном случае Россия воплотила военную агрессию против Украины. И не случайно, они хотели взять наших военных в плен, интернировать, чтобы забрать оружие, воинские части, гарнизоны, обеспечение украинских вооруженных сил. Потому следует вести переговоры и решать, остаются ли наши военные временно на территории Крыма. Или же, если будут подобные нападения с целью физического уничтожения, то наши военные должны защищаться.
Очевидно, Украина должна принять какие-то меры, чтобы обеспечить им безопасность. Вчера Генштаб дал разрешение применять оружие в случае нападений на объекты. На этот краткосрочный период они должны там держать оборону, и параллельно должны вестись переговоры о дальнейшей судьбе этих частей – то ли их выведут из Крыма, то ли будет еще продолжение военного конфликта.
Украина пока что вела очень мягкую политику согласия со всем, чего требовала Россия, или мягкого молчания. В любом случае она не давала симметричных ответов. У нас много рычагов влияния на Россию. С самого начала необходимо было денонсировать Харьковские соглашения. Тогда бы у России не было возможности говорить о том, что она не нарушала этих соглашений, войска в Крыму пребывали законно, численность их не превышала 25 тысяч. Если бы руководство нашей страны сразу, с началом агрессии, денонсировало эти соглашения, Россия была бы лишена любых юридических оснований для наращивания войск. В любом случае нужно делать все, чтобы сохранить жизни наших военнослужащих и их семей. Но эту проблему можно решить только при сочетании жесткой обороны и ведения переговоров.
Что касается гражданского населения – Россия не пойдет на то, чтобы создавать в Крыму условия для жизни украинцев. Она заинтересована в этнической зачистке данного региона – Крыма. Будет вестись политика вытеснения этнических украинцев.
С крымскими татарами будет более серьезная проблема. В перспективе можно ожидать межэтнический конфликт в Крыму. Потому что агрессия, которая есть у этнических россиян по отношению к украинцам и украинской идентичности, никуда не делась, и она в любой момент сможет на кого-то выплеснуться. И поскольку до Киева эта агрессия уже не достанет, будут отыгрываться на местных украинцах и татарах. Вчерашние заявления Путина о трех официальных языках (украинском, русском и татарском) – это шутовство. Они будут лишены возможности сохранить свою национальную идентичность в условиях агрессивности этнических россиян в Крыму.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред