Десятидневный срок пребывания на президентском посту Петр Порошенко отметил заседанием СНБО, на котором объявил о старте реализации своего мирного плана для Донбасса.
Как известно, перечень ключевых пунктов программы умиротворения востока был одобрен Западом еще до инаугурации Петра Порошенко и включал децентрализацию власти по польскому образцу, объявление амнистии боевикам, непричастным к убийствам, внеочередные местные выборы на Донбассе. Трехсторонняя контактная группа, в которой Россию представлял возвращенный накануне в Киев посол Михаил Зурабов, в закрытом режиме три дня утрясала детали. Однако появление на украинской территории российских танков и сбитый в Луганске транспортник ИЛ-76 с 49 военными на борту показали, что Кремль не собирается отклоняться от курса на дестабилизацию в восточных регионах соседа. А переговорный процесс используется руководством России исключительно в качестве необходимой для успокоения волнений паузы.
Открытие с 16 июня второго фронта – газового – призвано переключить внимание с военных действий на востоке не столько Киева, сколько Евросоюза, громко выражающего обеспокоенность по поводу отсутствия усилий со стороны Кремля по деэскалации ситуации в Украине. Стремившийся не доводить споров до Стокгольмского суда "Газпром" демонстративно отказался от очередного "компромиссного" предложения от еврокомиссара Гюнтера Эттингера, не слишком выгодного украинской стороне. И активно включился в разгон информационной волны по поводу предстоящего срыва Украиной газовых поставок из-за несанкционированного отбора "голубого золота" из причитающихся европейским странам объемов.
Набор месседжей и действий, вплоть до закручивания газового вентиля, уже отработан до автоматизма, а эффективность надавливания на "газовый мозоль" Европы неоднократно проверена. Поэтому можно не сомневаться, что в ближайшее время ЕС больше сосредоточится на недопущении третьей газовой войны, снизив уровень озабоченности происходящим на Донбассе.
Стремление России нейтрализовать европейских защитников Украины через газовую трубу - мера не столько необходимая, сколько превентивная. Осторожная Европа о переходе к третьему уровню санкций предпочитает лишь говорить, не называя четких маячков. Степень серьезности "последних предупреждений" Путину меркнет перед перспективой газового голода, которая заставит притихнуть даже самых говорливых. Из активного союзника Украины ЕС может превратиться в защитника, прежде всего, собственных интересов и будет воздействовать на слабое транзитное звено в газовой цепочке, добиваясь перемирия ускоренными темпами. Правда, Кремль в быстром разрешении ситуации не заинтересован, ему выгоден длительный нейтралитет Евросоюза по украинскому вопросу. И выдвинутое Киеву неподъемное условие для возобновления поставок газа - погашение долга в 4,5 миллиарда долларов – свидетельствует, что искать компромисс, к чему уже призвала Европа, российская сторона намерена до греческих календ.
Что же касается урегулирования ситуации на Донбассе, то на этом направлении украинской власти придется воевать без внешней поддержки. Петр Порошенко рассчитывает, что силовики смогут взять под полный контроль государственную границу до конца текущей недели, после чего будет объявлено временное прекращение огня для проведения переговоров и предоставления возможности боевикам сдать оружие. Хотя в последнее время силы АТО добились определенных успехов, реализовать поставленную задачу им будет нелегко.
В настоящее время украинские силовики вернули контроль над 250 км границы, в то время как Игорь Коломойский предлагал возвести защитную стену протяженностью около 2000 км. Решение СНБО о демаркации границы в одностороннем порядке вряд ли является адекватным выходом в данных условиях. Эффективность действий по перекрытию каналов поставок террористов и оружия из России станет решающим фактором в деле победы на восточном фронте. Только после этого можно рассчитывать на действенность амнистии для боевиков, которых по данным секретаря СНБО на востоке насчитывается около 15-20 тысяч.
Несмотря на готовность парламентариев подержать идею введения военного положения на территории Луганской и Донецкой областей, президент с таким решением пока не спешит. Он выдерживает паузу, обещая найти пути мирного урегулирования. Хотя Андрей Парубий заверил, что вопрос рассматривается и обсуждается.
Не исключено, что Петр Порошенко на данный момент просто не хочет убирать дамоклов меч перевыборов, нависший над Верховной Радой. Ему еще предстоит провести через парламент ряд кадровых назначений, да и новую Конституцию он пообещал презентовать до конца недели. Успешный старт конституционного процесса в парламенте вполне может быть хорошей платой депутатов за продление своих полномочий хотя бы на полгода. Но конституционные предложения президента смогут услышать и оценить на востоке только после того, как там перестанут стрелять. А для России они и вовсе не представляют ценности, и поводом для отказа от намерения уничтожить самостоятельного соседа не станут.
Украине фактически навязали войну на два фронта, что станет настоящим тестом на выживание не только для новой власти, но и страны в целом. В отличие от газового обострения, со снятием которого можно повременить, восточный кризис требует немедленного вмешательства, поскольку каждый день уносит жизни.
Для реализации объявленного президентом мирного плана необходима, прежде всего, хорошая силовая подготовка, требующая быстрых и эффективных действий. Времени на раскачку у новой власти нет, итоги ее работы будут подводить не по стодневкам, а по декадам. Первая из них уже прошла.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред