Российский президент продолжает демонстрировать политическую гибкость и чередовать роли миротворца и воинственного защитника русскоязычных граждан в соседней стране в зависимости от складывающейся конъюнктуры. В очередной раз запущенная из Кремля дружественная по отношению к Украине волна рассчитана, прежде всего, на внешнего потребителя.
Площадкой для озвучивания дежурного миротворческого пакета заявлений Владимир Путин выбрал инвестиционный форум "Россия зовет". Он вновь заверил, что украинский народ был и остается для России братским, и отношения с Киевом будут выстраиваться с учетом этого фактора. Цинизм подобных заявлений российского президента вряд ли уже кого-то удивляет, поскольку публичные приступы дружелюбия к Украине у него наблюдаются регулярно. Как правило, когда для России ситуация складывается неблагоприятно. И то, что в данном случае Путин воздержался от обнародования своего видения развития "братской" страны, это лишь подтверждает. Уже набившие оскомину рекомендации хозяина Кремля украинской власти пересмотреть Соглашение об ассоциации с ЕС, переписать Конституцию и не сверять часы с Западом на этот раз не прозвучали.
Пока российские военные вместе с "ополченцами" штурмуют аэропорт в Донецке и игнорируют объявленный месяц назад режим прекращения огня на Донбассе, Путин спокойно рассуждает о заинтересованности России в стабилизации ситуации у соседа. Правда, убаюкать Запад миротворческой риторикой получается все хуже. Европа и США настойчиво призывают Путина вывести свои войска с территории Украины, а в случае взятия боевиками Донецкого аэропорта или Мариуполя, грозят дополнительными санкциями. Впрочем, подобные угрозы раньше российского президента особо не смущали, скорее, стимулировали стремление протестировать Запад на стойкость. И нынешняя миротворческая ария Путина может быть предвестником очередного наступления на Донбассе.
С одной стороны, перемирие соблюдается российской стороной только на бумаге, хотя под минским протоколом и стоит подпись Михаила Зурабова, да в заявлениях главного дипломата Сергея Лаврова, уверяющего, что перемирие выполняется, несмотря на отдельные инциденты. Никаких признаков готовности сворачивать активность в оккупированной зоне со стороны России не наблюдается. Боевиков продолжают снабжать оружием и техникой, "гуманитарные конвои" спокойно шастают через границу, в приграничных регионах наращивается концентрация военных. С другой стороны, введенные в воспитательных целях санкции уже начинают оказывать серьезное влияние на экономику России. Игнорировать рекордное падение рубля, последствия кредитного голодания и снижения цен на нефть Москве становится все сложнее. Разумеется, проведенный Путиным в рамках инвестиционного форума сеанс гипноза несколько снизит обеспокоенность россиян, но не остановит нарастание негативных тенденций.
Вопрос отмены санкций выходит для хозяина Кремля в разряд первоочередных. При этом решить его он постарается так, чтобы ни на метр не отступить с занятых на Донбассе позиций. На этот раз он не грозил Европе ответными санкциями и не пророчил ей безвозвратную потерю российского рынка. Наоборот, сменил гнев на милость и пообещал не сворачивать сотрудничество с ЕС. А предварительно проведенная игра на газовом вентиле, очевидно, должна стать дополнительным аргументом в пользу поддержки Евросоюзом высказанного Путиным предложения "дружить семьями". В ЕС хорошо помнят холодный январь 2009 года и вряд ли хотят пережить повтор. Поэтому не исключено, что санкционный вопрос будет решен в обмен на снятие газовой проблемы, являющейся для ЕС потенциально более опасной в настоящее время, чем гибридная война на востоке Украины. Формула "Стабильные поставки в обмен на ослабление санкций" может быть использована Россией для прекращения газовой войны, а тему Донбасса вынесут в отдельный пакет.
Демонстративное натягивание Путиным тоги миротворца, скорее всего, является подготовкой к предстоящей встрече по урегулированию ситуации на востоке Украины, проведение которой ожидается в одной из европейских стран. Стоит отметить, что Запад по-прежнему готов рассматривать только те варианты разрешения конфликта, которые позволят российскому президенту сохранить лицо. При этом каждый новый раунд редактирования мирного плана обрастает все большим количеством уступок, на которые должна пойти Украина – отсрочка введения в действие зоны свободной торговли с ЕС, "особые законы" для Донбасса, отказ от педалирования отмены внеблокового статуса.
Вошедшая в активную стадию избирательная кампания является дополнительным фактором риска для нашей страны и будет использована Кремлем в процессе торга. За высказанной Путиным уверенностью в том, что после выборов в Украине наступит долгожданная политическая стабилизация, наверняка стоит четкое видение размеров "стабилизационной группы" и конкретных персоналий, которые должны пройти в новый парламент. Хотя с большей вероятностью можно прогнозировать целенаправленную работу кремлевских агентов на срыв выборов в максимально возможном количестве округов юго-востока для снижения легитимности законодательного органа и формирования оснований для дальнейшего обособления самопровозглашенных республик.
Разрушение Украины по-прежнему остается конечной целью Путина, а периодически разыгрываемые им миротворческие партии всего лишь позволяют расширить пространство для маневра.
Фото: kremlin.ru
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред