"Контракт" со страной: почему так тяжело создается коалиция

14 ноября 2014, 09:18обновлено 3 августа 2018, 01:10
Перечень оснований для отставки Кабмина от БПП так расширили, что правительство можно было увольнять через день.

Силы Петра Порошенко и Арсения Яценюка победили на выборах

Вопреки прогнозам Президента, победителям парламентской гонки не удалось договориться о коалиции с наскока. Громко задекларировав отказ от использования квотного принципа разделения должностей для скрепления союза, политические силы с демонстративной тщательностью и максимальной публичностью взялись выписывать текст коалиционного соглашения, пока лидеры за кулисами раскладывают кадровые пасьянсы.

Над коалиционным соглашением представители пяти политических сил корпят уже третью неделю, результат своей работы обещают представить на суд общественности и парафировать сегодня, 14 ноября. Столь небывалый ажиотаж вокруг документа, не имеющего юридической силы, обусловлен комплексом причин. Во-первых, повальная эксплуатация победителями выборов реноме новой или кардинально обновленной силы, как в случае с "Батькивщиной", требует конкретных доказательств. И в этом смысле привязка к европейскому опыту формирования коалиции с заключением "контракта со страной" выглядит привлекательно. Да и обозначить свои намерения, записав их в соответствующий раздел общего плана работы, гораздо проще, чем подготовить десяток-два основательных законопроектов. Во всяком случае, пока никто из пяти будущих участников коалиции не представил даже минимальный пакет готовых законодательных инициатив.

видео дня

Во-вторых, на фоне бурной работы над соглашением легче скрывать проблемы в переговорах по кадровым вопросам. С одной стороны, лидеры парламентской гонки не могут по-партнерски разделить между собой ключевые министерские должности. "Фронтовики" уже объявили о претензиях на Минюст, МВД, Минфин и пост министра Кабмина, но руководство БПП такой расклад не устраивает, хотя открыто об этом не говорят. Кадровые торги могут серьезно затянуться, и не исключено, что разделить парламентские комитеты и заполнить места в президиуме Рады удастся гораздо легче, чем достичь компромисса в раздаче министерских портфелей. В конце концов, искать достойных претендентов на должности в Кабмине депутаты могут даже два месяца, хотя если и в этот срок не уложатся, распустить избранный на досрочных выборах парламент раньше, чем через год, невозможно.

С другой стороны, двое из трех младших потенциальных партнеров по коалиции – "Самопомич" и "Батькивщина" - отказались от делегирования своих людей в правительство и явно претендуют на роль внутренней оппозиции, что фактически ставит под угрозу стабильность и работоспособность будущего союза. Учитывая войну на Донбассе и масштабы накопившихся экономических и социальных проблем, неучастие в "правительстве камикадзе-2" выглядит для этих сил лучшим выходом из всех возможных. Быть командой реформаторов-теоретиков и эффектнее, и проще, чем непосредственно заниматься внедрением болезненных новшеств и отвечать за последствия. Не исключено, что старшим партнерам так и не удастся мобилизовать их выдвиженцев во второй кабинет Арсения Яценюка.

Наконец, коалиционное соглашение при необходимости может быть использовано его подписантами в качестве инструмента влияния. Правда, не в столь очевидной форме, как было предложено в стартовом тексте от БПП, где перечень оснований для отставки Кабмина был расширен настолько, что отдельных министров и правительство в целом можно было увольнять через день. Скорее всего, "фронтовики" будут предлагать принять коалиционное соглашение в качестве программы правительства, что даст ему годовой иммунитет. В свою очередь, президентская сила возьмет на себя роль контролера, следящего за выполнением премьером реформаторской части документа. И все подписанты без исключения будут апеллировать к тексту договора при возникновении разногласий в качестве последнего аргумента в споре. Искусственное наращивание значимости документа сейчас происходит не случайно.

Правда, есть сомнения в том, что "закон Ангелы Меркель" – чем толще коалиционное соглашение, тем дольше существует коалиция – сработает в наших условиях. Длительность пребывания политической силы в рядах большинства в украинских реалиях определяют не взятые обязательства, а политическая целесообразность. Да и долговременные политические союзы в демократическом лагере не в моде. Подписание декларации о намерениях не является гарантией их выполнения, поскольку несовпадение позиций может проявиться в деталях при реализации. Предвыборные программы будущих коалициантов содержат немало общих пунктов, которые без проблем можно записать в общее соглашение. Но многие из этих обещаний присутствуют в программных документах партий уже несколько выборов подряд, наверняка некоторые из них будут и на следующих.

Скрепляющим коалицию фактором станет необходимость соответствовать общественным ожиданиям на единство проукраинских сил в нынешних крайне сложных условиях. Да и выборы, традиционно повышающие стремление политиков поднять оппозиционные знамена, будут лишь через год. Время для работы и принятия непопулярных реформ есть, как минимум, до лета. Однако демонстрировать консолидацию совместным голосованием будет непросто. Коалиционный квинтет обречен существовать в режиме постоянного тестирования на прочность, а его солисты для решения собственных задач периодически будут подключать "исполнителей" с соседней улицы. Совместные голосования части коалиции с "Оппозиционным блоком", скорее всего, будут исключением, а вот депутатские группы, которые намерены собрать Игорь Еремеев и Виталий Хомутынник, вполне могут стать надежной и не вызывающей резкого общественного осуждения опорой. Причем как для Президента, так и для премьера, если их инициативы у части коалициантов не найдут поддержки.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять