Пустовавшее больше четырех месяцев кресло секретаря СНБО занял Александр Турчинов. Бывший спикер и вр.и.о. президента в непростые постмайданные времена теперь будет координировать работу силового блока.
Назначение Турчинова в СНБО не стало сюрпризом. Сохранение за ним спикерского кресла фигурировало в перечне ключевых кадровых заявок "Народного фронта" при создании коалиции, но в БПП категорически отказались отдавать союзникам руководство и правительством, и парламентом. В качестве компромиссного варианта предложили должность секретаря Совбеза при условии расширения его полномочий. Пункт об усилении роли СНБО даже в коалиционное соглашение внесли для гарантии. А соответствующий законопроект депутаты проголосовали в первом чтении одним из первых, в отличие от других, более важных реформаторских законодательных инициатив. Поэтому назначение Турчинова на должность секретаря – прежде всего шаг Президента Петра Порошенко, направленный на укрепление коалиционного союза.
Стоит отметить, что СНБО - знакомая для лидера парламентских "фронтовиков" структура. В 2007 году в разгар политического кризиса Виктор Ющенко прописал Турчинова в здании на улице Командарма Каменева в качестве первого зама секретаря Ивана Плюща. После чего процесс продвижения к досрочным парламентским выборам пошел ускоренными темпами. Правда, тогда весомость Совбеза в системе власти стремительно шла на спад. Впоследствии должность секретаря СНБО была использована Президентом для скрепления союзнических отношений лишь однажды, когда им стала близкая к Ринату Ахметову Раиса Богатырева. Затем орган превратился в место почетной ссылки или временного пристанища проблемных политиков.
Сможет ли Турчинов вернуть СНБО авторитет и влиятельность времен Владимира Горбулина и Евгения Марчука? Сомнительно. С одной стороны, полномочия органа законодательно расширяются. Можно со стопроцентной вероятностью прогнозировать, что соответствующий законопроект будет принят парламентом в целом уже на следующей неделе. В частности, к перечню подведомственных СНБО сфер добавят координацию и контроль работы органов исполнительной власти в сфере противодействия коррупции и борьбе с преступностью, а секретарь получит право вносить предложения Президенту по назначению и увольнению руководства военных формирований и правоохранительных органов. Фактически органу передают координацию и контроль над всем силовым блоком. Кроме того, секретарь СНБО станет более самостоятельным на своей территории – получит право формировать штат своих заместителей, а аппарат Совбеза будет юридическим лицом. Наконец, секретарь получит некоторые финансовые рычаги через право вносить на рассмотрение СНБО предложения в проект бюджета по статьям, связанным с обеспечением нацбезопасности и обороны.
С другой стороны, Порошенко предпочитает лично руководить оборонной сферой, да и лаврами успехов в борьбе с коррупцией вряд ли будет с кем-либо делиться. Решения СНБО вводятся в силу исключительно президентскими указами, а в составе Совбеза людей главы государства достаточно для их принятия и блокирования нежелательных инициатив. Он не позволит нарастить политический вес работающему у него под боком Турчинову, попробовавшему вкус президентской власти пусть и в небольшой дозе. Главы государств не занимаются собственноручным выращиванием политических конкурентов по определению, особенно во время первого срока.
Что касается контроля над работой органов исполнительной власти, то здесь возможности Турчинова будут ограничиваться тем, что ее возглавляет его партийный босс Арсений Яценюк. Поэтому ожидать от него попыток создать параллельное правительство, как стремился Порошенко в свою бытность секретарем СНБО, и развязывания войны с премьером не стоит. Равно как и рассчитывать на превращение Турчинова в ястреба, осуществляющего налеты на Кабмин по заданию Президента. Сделать Совбез карающим мечом для министров от "фронтовиков" у нынешнего Президента не получится. При существующих кадровых раскладах Турчинову уготована роль свадебного генерала, которого в случае смены ветра на Печерских холмах без долгих раздумий отправят в отставку.
Впрочем, Турчинов слишком искушенный политик, чтобы довольствоваться лишь выполнением возложенной на него почетной миссии коалиционного клейстера. Его опыт и организаторские способности вполне позволяют развить бурную деятельность даже в рамках ограниченных полномочий секретаря СНБО. И, скорее всего, к моменту смены политической конъюнктуры он будет готов идти на повышение. Причем не исключено, что уже не по "фронтовой" квоте.
Наталия Гейчук, специально для "Главреда"
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред