Парламентарии после многочасового обсуждения с участием президента откорректировали статус "отдельных районов Донбасса". Кабинет Министров готовится к страстной неделе. Девятое место в списке экспортеров оружия, занимаемое Украиной, всполошило некоторых политиков.
Фактор Донбасса остается ключевым в украинской политике, и быстрого изменения ситуации ждать не следует. Недаром ведь вернувшийся в информационное пространство Владимир Путин заверил, что "россияне и украинцы – один народ". Вот властелин Кремля "по-братски" и раскачивает ситуацию на востоке нашей страны.
Нынешнее затишье никого не должно вводить в заблуждение. Но Украине приходится демонстрировать приверженность выполнению Минских договоренностей. Поэтому парламентарии после ожесточенных торгов откорректировали закон об особом порядке самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, дав понять, что выборы местной власти там пройдут только по украинским правилам. Заодно особым постановлением депутаты признали неконтролируемые Украиной сегодня территории оккупированными. Это дуплет под куполом привел в бешенство лидеров боевиков и вызвал серьезное раздражение в Москве.
Параллельно следует отметить решение Европейского Совета не отменять секторальные санкции против России до конца 2015 года, фактически увязав их ослабление с выполнением Кремлем достигнутых в столице Беларуси договоренностей. По состоянию на сегодня это – максимум, которого могли добиться украинские союзники в Старом Свете, ободряемые Вашингтоном. Отмечу непосредственное участие в политической борьбе за достижение такого результата Петра Порошенко во время визита в Берлин и прилетевшего на заседание Европейского Совета Арсения Яценюка. Президент ЕвроСовета Дональд Туск признал, что находить консенсус в вопросе санкций против России странам ЕС становится все сложнее.
Ситуация внутри коалиции в Верховной Раде остается неопределенной. Ее характер конституционного большинства – миф, от которого стоит публично отказаться, чтобы не дискредитировать украинский парламентаризм. Фракциям "БПП" и "Народного фронта" все сложнее находить общий язык с амбициозными партнерами. Но это полбеды. Не менее было любопытно наблюдать за схваткой представительницы "Народного фронта" Виктории Сюмар с Николаем Томенко из "БПП" в ходе рассмотрения закона об общественном вещании. Победила "фронтовая" молодость. Публичная дискуссия бывшего и действующего глав парламентского комитета по вопросам свободы слова – далеко не самое жесткое противостояние в коалиции.
Лидер "БПП" Юрий Луценко не исключил кадровых ротаций в правительстве, согласен с ним и перенявший от Юрия Витальевича полномочия координатора коалиции "фронтовик" Андрей Тетерук. Осталось понять, кто из министров потеряет свои места, появятся ли новые вице-премьеры, в частности, курирующие оборону и европейскую интеграцию, сохранит ли свой портфель глава правительства Арсений Яценюк (даже после предоставления годичного иммунитета от увольнения у парламента есть возможность его уволить при необходимости).
Показательной для иллюстрации отношений внутри коалиции выглядит, к примеру, позиция Юлии Тимошенко, которую задело за живое 9-е место Украины в рейтинге продавцов оружия в мире. Лидер "Батькивщины" потребовала отказаться от практики выполнения контрактов и все отправлять на фронт. Подобный дилетантский подход был бы простителен парламентскому неофиту, но Юлия Владимировна – отнюдь не новичок на политическом Олимпе. К разряду популистских относятся и ее призывы обратиться в Гаагский трибунал, которые вряд ли имеют смысл до ратификации Украиной Римского статута Международного уголовного суда. При этом Тимошенко утверждает, что в оппозиции сегодня может быть только законченная сволочь.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред