Саммит "Большой семерки" стал очередной демонстрацией поддержки Украины и сигналом России, от которой ожидают выполнения Минских соглашений. Лидеры G7 готовы продолжать политику принуждения Владимира Путина к миру путем использования дипломатических и экономических методов.
Стартовавший в Баварии саммит G7 вновь проходит без России, которую год назад исключили из клуба ведущих держав после аннексии Крыма. И в отношении перспектив ее возвращения позиция лидеров "Большой семерки" однозначна — странам, не разделяющим общие ценности клуба, в нем не место. Пока продолжается агрессия России против Украины, видеть ее представителя за своим столом шесть высокопоставленных джентльменов и дама не хотят. Впрочем, России напомнили, что считают ее важным партнером в других "переговорных форматах", например, в нормандском. Правда, достигнутые в этом формате договоренности в Кремле игнорируют, а попытка боевиков захватить Марьинку, предпринятая накануне саммита, лишнее доказательство того, что минские соглашения не являются и не будут для Путина руководством к действию.
Ситуация в Украине стала одной из ключевых тем саммита и главный итог ее обсуждения — ведущие государства мира по-прежнему поддерживают нашу страну и готовы продолжить давление на агрессора. Вопрос продления действующих санкций против России можно считать решенным. Ни один из лидеров G7 не высказался за их смягчение. А председатель Европейского совета Дональд Туск заявил, что обсуждение изменения санкционнного режима может идти только в направлении усиления. Впрочем, его точку зрения разделяет разве что только Барак Обама, неоднократно высказывавшийся за то, чтоб заставить Путина заплатить больше. Однако в Евросоюзе недовольных введенными ограничениями в отношении России немало и сам факт их сохранения на нынешнем уровне стоит лидерам ЕС значительных усилий. Ужесточения санкционного давления ожидать не стоит, но решение о поддержании его на нынешнем уровне страны Евросоюза наверняка примут на своем саммите в конце июня.
Что касается второй составляющей поддержки, о которой Киев уже давно просит Запад, — помощи летальным оружием, то в этом направлении без прорывов. Белый дом, играющий первую скрипку в защите Украины от агрессора, остается на позиции его усмирения мирным путем. В Вашингтоне опасаются эскалации на Донбассе, поэтому предпочитают "загонять медведя" по правилам не военной, а дипломатической науки. Финансовая подпитка — это максимум, на что Украина может рассчитывать от США. Переговоры главы Минфина Натальи Яресько по реструктуризации долга и премьера Арсения Яценюка с руководством МВФ, очевидно, завершатся успешно, и в конце июня Киев получит очередной транш кредита. Даже если у западных инспекторов есть серьезные вопросы по поводу темпов реализации реформ.
Лидеры G7 единогласны во мнении, что военного пути разрешения конфликта на Донбассе нет и минские договоренности должны быть выполнены. Однако вряд ли стоит ожидать, что хозяин Кремля прислушается к их пожеланиям в ближайшее время. Он не демонстрирует стремления идти на уступки. Режим прекращения огня на Донбассе соблюдает по-прежнему только украинская сторона, наводнение оккупированной территории оружием и военными продолжается, тяжелое вооружение не отведено от линии разграничения, переговорный процесс в рамках контактной группы заведен в тупик, а провокация под Марьинкой лишь подтверждает правило, что договоренности с Путиным дешевле бумаги, на которой их изложили. Да и намерение спецпредставителя ОБСЕ Хайди Тальявини уйти в отставку означает, что прогресса в рамках контактной группы уже не ожидают. И есть большие сомнения, что очередной раунд переговоров в "нормандском формате" сможет кардинально изменить ситуацию.
Есть ли у "Большой семерки" план "Б" для нейтрализации угрозы мировому сообществу, которая неожиданно пришла с Востока? Сомнительно. На данный момент ставка сделана на усиление международной изоляции России и экономический кнут. Но результат эти меры воздействия могут дать лишь через годы. Как показала практика, одного года "воспитания" Путина презрением и рублем оказалось недостаточно. С другой стороны, в чрезмерном затягивании такого "удовольствия" не заинтересованы в Кремле, поэтому вероятность обострения на Донбассе остается высокой. Невыполнение Путиным минских договоренностей, вопреки обещаниям, осталось безнаказанным, что фактически стимулирует его к продолжению реализации плана по уничтожению соседнего государства.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред