Несмотря на аннексию Крыма и российскую агрессию на Донбассе, большая часть украинцев против введения визового режима с Россией и разрыва дипотношений с ней. Об этом говорят результаты социсследования Центра Разумкова, проведенного с 9 по 14 сентября 2016 года во всех регионах Украины, кроме Крыма и оккупированной части Донбасса.
Так, согласно опросу, 55% украинских граждан выступают против разрыва дипломатических отношений между Украиной и Россией, за — 24,8%; 52,1% против введения визового режима с РФ, за — 29%; 48,5% не поддерживают запрет на ввоз российских товаров на территорию Украины для продажи, поддерживают — 33,6%. К слову, по сравнению с мартом 2015 года доля сторонников введения визового режима с Россией сократилась – с 46,7% до 29,0%, а доля противников выросла с 40,6% до 52,1%. Это эксперты объясняют и усталостью украинцев от войны, и вялой контрпропагандой Киева в информационной сфере.
При этом традиционно наименее лояльно по отношению к Российской Федерации настроены жители западных регионов Украины. Во всех других регионах — напротив. Так, например, говоря о том, поддерживают ли они идею разрыва дипотношений с РФ, отрицательно высказались 76,4% респондентов Донбасса, 73,9% — востока, 71,8% — юга, 46,2% — центра Украины.
Следует также отметить, что украинцы считают главным внешнеполитическим приоритетом отношения со странами Европейского Союза — так думают 45,8% опрошенных. Большой процент украинцев, которые не определились с приоритетами во внешней политике, — 22,9%. Россия остается приоритетным направлением для 12,6% украинских граждан.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что столь высокий процент украинцев, настроенных довольно лояльно к стране-агрессору представляет угрозы и опасности для Украины как государства. Однако отмечают, что тенденция меняется, и постепенно таковых становится все меньше, и уже через несколько лет ситуация будет выглядеть совершенно иначе.
Эксперты рассказали, чем можно объяснить такую позицию части украинского общество по отношению к России, а также какие последствия могут иметь такие настроения, во что они могут вылиться.
Эксперт корпорации стратегического консалтинга "Гардарика", писатель и политолог
Такую позицию части украинского общества можно объяснить вековой пропагандой тезиса о том, что русские и украинцы — "братские народы", с общей верой и так далее. Для кого-то это вообще "один народ". То есть в обществе нет осознания того, что Россия представляет собой самого лютого врага Украины. Россия испокон веков стремилась уничтожить Украину как самостоятельное государство. Это — если говорить глобально.
Если говорить локально, то непонятно, для чего существует МинСтець (Министерство информационной политики. — Ред.), если оно не объясняет происходящее, не осуществляет контрпропаганду. Поскольку до сих пор российские телеканалы имеют огромную аудиторию, не говоря уж о радиостанциях и прессе.
Есть еще одно обстоятельство — украинская власть, которая продолжает торговать с Российской Федерацией (пресловутая Липецкая фабрика и т.д.). Украинская элита настроена абсолютно коллаборационистски на сотрудничество с Россией, что и отражается на общественных настроениях.
Таковы причины того, что немалая часть украинцев выступает против разрыва дипломатических отношений с Россией, введения визового режима с этой страной и т.д.. Хотя, безусловно, это намного меньший процент, чем было несколько лет назад.
Но по сравнению с 2015 годом, сейчас меньше украинцев поддерживает идею введения визового режима с Россией. Это связано с усталостью от войны. Война не прекращается, плюс — работает российская пропаганда, плюс — большое недоверие к украинской власти. Все вместе это влияет на общественные настроения.
Это опасно для страны тем, что украинское государство как таковое может раствориться. Саморастворение представляет большую угрозу для Украины. И с этим сложно совладать, пока такой остается позиция украинской элиты, украинской власти.
Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"
Еще три года назад бо́льшая часть украинцев была настроена против вступления в НАТО, бо́льшая часть населения считала, что Россия — это друг и лучший стратегический партнер. Сейчас ситуация резко изменилась. Однако она не может переломиться настолько, чтобы сиюминутно изменить все стереотипы, мировоззрение и жизнь тех людей, которые считают, что с Россией надо сохранять дипломатические отношения. Для людей это часть их жизни, их убеждения, фильмы, на которых они воспитывались, молодость. Это связано с постсоветской культурой и ментальностью, которую не удалось еще переломить даже войне. Такие люди в Украине есть. И именно они составляют основу той части населения, которая считает, что нельзя разрывать с Россией дипломатические отношения.
Однако следует отметить, что и украинские дипломаты не разрывают отношения с российскими коллегами, поскольку это сократит возможности Украины по освобождению наших людей из плена, усложнит переговорный процесс даже в "нормандском формате". Хотя Украина к этому готова, и это может быть сделано.
Нынешние настроения украинцев по отношению к России — это, конечно, прорыв по сравнению с тем, что было еще три года назад. Однако полностью люди не могут измениться за столь короткое время.
Кроме того, в этом исследовании следует обратить внимание на то, как меняются позиции людей в зависимости от региона. Ведь те, кто выступают против разрыва дипотношений с РФ, это преимущественно жители востока и юга, где традиционно были пророссийские взгляды. Сейчас там настроения меняются, но не радикально.
Украина всегда была пестрой, с точки зрения цивилизационного выбора. И проблемы в нашей стране были из-за того, что она цивилизационно не могла определиться. Одно дело, когда в государстве существуют разные идеологии, как в США или Германии. Другое дело, когда есть цивилизационный раздел, что намного серьезнее. Именно это разрывало Украину с момента провозглашения независимости и до начала российско-украинской войны. Сегодня Украина определяется цивилизационно. Но этот процесс не может завершиться за неделю или месяц. В теории такой процесс занимает поколение, в нашем случае — чуть быстрее, на это идут годы.
Помимо этого растет количество украинцев, поддерживающих идею членства в НАТО. Кроме того, раньше далеко не большинство в стране было за членство в ЕС, а потом ситуация изменилась. Настроения меняются, но они не могут стать другими мгновенно.
Возможно, сейчас позиция украинцев по отношению к России стала более умеренной, чем год или два назад, из-за того, что на востоке относительное затишье. Однако, думаю, принципиально ситуация не изменится.
Еще один важный момент — на общеукраинском уровне среди политиков и парламентариев нет откровенно пророссийских сил — есть лишь несколько маргиналов, которые делают глупые заявления. Это, кстати, тоже отражение отношения людей: политики стремятся переизбраться, завоевать симпатии избирателей, а среди последних тема пророссийских настроений не особо популярна.
Безусловно, в таких настроениях украинцев сохраняется опасность, но мы не можем ожидать от общества кардинальной перемены за три года. Такие перемены не происходят быстро.
Директор Агентства моделирования ситуаций
Не думаю, что стоит говорить о каких-то опасностях, которые могут крыться в таких настроениях украинцев, по одной простой причине: не всегда (иногда — к счастью, иногда — к сожалению) политики должны принимать решения, учитывая позицию обычных граждан. Ведь политики делегированы гражданами, чтобы действовать уже от их имени. Поэтому результаты данного опроса носят, скорее, консультативный характер и помогают определить ориентиры, чтобы понять в каком направлении нужно работать.
Меня не удивляет большое количество среди украинцев противников разрыва дипломатических отношений с Россией и введения визового режима с РФ, поскольку в Украине нет четко артикулированной позиции: "Россия — наш враг". В результате большинство людей не понимают, что идет война между Россией и Украиной, и происходит так именно потому, что нет четкой позиции политиков и власти.
Поэтому я думаю, что в Украине имеется не менее 10% граждан, которые считают Россию нашим другом. Когда-то людей, которые не воспринимали Украину как государство, было 16,5%, сейчас таких людей несколько меньше, но они остались.
Информационная политика государства относительно происходящего между Россией и Украиной очень вялая, и именно она приводит к тому, что у украинцев формируется неопределенная позиция. А политики должны понимать, что будут проблемы, если они не начнут называть вещи своими именами. С момента агрессии России мы живем в условиях "ложного понятийного ряда", потому мы и получаем такие ложные представления граждан.
Думаю, если сравнить результаты с аналогичными исследованиями двухлетней давности, когда только произошла аннексия Крыма и началась война, то можно увидеть, что все больше людей начинает занимать по отношению к России позицию "ни туда, ни сюда". Ведь "ложный понятий ряд" и неопределенность демотивируют людей не только в стране, где все спокойно, но и в стране, где идет война, даже тех людей, которые стоят на первой линии на передовой. Это — один из опасных моментов тех последствий, которые могут быть. Когда мы чётко не формулируем какие-то вещи, не акцентируем внимание на конкретных вещах, мы расфокусируем внимание граждан и лишаем их понимания того, что на самом деле происходит.
Это все — следствие непонятной в информационной плоскости позиции представителей власти.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред