Перемирие на Донбассе завершено, Президент Петр Порошенко возобновил АТО, а силовики уже проводят активные действия против боевиков. Дни, в которые украинская власть пыталась реализовать мирный план, а террористы его нарушали, эксперты называют проигрышем с тактической и военной точек зрения. В то же время, в решении был политический смысл, а власть показала, что стремится к миру, а не к войне.
Вместе с тем, прекращение перемирия устами Владимира Путина уже раскритиковала Россия, которая продолжает держать войска возле украинских границ и поставлять террористам на востоке нашей страны оружие, военную технику и живую силу.
"Главред" спросил экспертов о возможной реакции РФ на возобновление АТО. Согласно их прогнозам, Путин, скорее всего, не решится на прямое военное вторжение, но и не оставит Украину в покое.
Эксперт по проблемам международной безопасности, политологЕвгений Жеребецкий:
Что после возобновления АТО? Российские военные уже тут: если в другую страну приходят твои солдаты, сняв шевроны, это не значит, что ты не ввел войска. Вопрос в том, объявит ли Путин войну Украине. Ясно, что нет. Формально он этого не сделает.
Особо отвратительно и мерзко в данном случае выглядит позиция Меркель и Олланда, которые костьми ложатся – неважно, сколько у нас убьют военных, какой ущерб нанесут, сколько взорвут мостов и метров железной дороги, лишь бы все было тихо и спокойно. Они за то, чтобы этот удав нас проглотил, но чтобы мы не пищали при этом.
Так что никто войну Украине объявлять не будет, но Путин будет отправлять сюда танки (уже говорят, что на железнодорожных платформах их завозят) и свои регулярные войска, сняв с них шевроны. Но Путин не отцепится от Украины – это однозначно.
Сейчас нужен был бы всего один простой шаг – исключить Россию из зоны оборота доллара. И тогда россияне не смогут ни снимать деньги в банкоматах, ни с зарубежных счетов.
Я считаю, что в том, что касается российских диверсантов, может быть только один выход – стрельба на поражение. А что касается наших ненормальных, которые пошли на это (участие в боях на стороне террористов - ред.) непонятно почему (скорее всего, заставили под силой оружия – ведь если там нет государства, то с человеком можно делать что угодно) – их просто нужно арестовывать, проводить следствие. Если человек убивал украинских солдат или вообще делал дикие вещи, которые там есть сейчас (когда в солдат выпускают целую обойму), то он должен сидеть пожизненно.
Наиболее аккуратно нужно вести себя с гражданами Украины, мирным населением, которые не бежали с Донбасса. Последние две недели в каждом интервью и выступлении я говорю: бегите оттуда – там будет война.
Так что Путин и дальше будет пихать сюда армию, причем бесцеремонно, потому, что для него – критическая ситуация. Потому что иначе те, кто уже здесь, приедут в Россию и расскажут, что Россия их бросила. И реакция будет обратная – процент его поддержки упадет с 80% до 8%.
С военной, тактической точки зрения, эти дни перемирия стали поражением. Потому что боевики навезли оружия за это время, укрепились, определили расположение наших артиллерийских частей и т.д. По сравнению с нашими, россияне работают лучше: я не сомневаюсь, что у нас тут легионы российских засланных генералов и офицеров, которые занимаются саботажем. Потому с военной точки зрения это безусловный проигрыш.
С политической точки зрения, этим перемирием Украина еще раз доказала, что мы не хотим воевать. Кому доказывали – я не понимаю. Всему миру и так все понятно, ведь известную песню о Путине поют уже все: и в Аргентине, и в Японии, и т.д. Другое дело, что россияне этого всего вообще не воспринимают. Так что с политической точки зрения, есть небольшие выгоды, но я, честно говоря, не очень их вижу. Но что сделано, то сделано.
Руководитель исследовательских программ Центра исследований армии, конверсии и разоруженияСергей Згурец:
Учитывая то, что террористы и сепаратисты не поддержали мирный план, продолжение АТО – оптимальный путь, чтобы обеспечить наши национальные интересы.
Чтобы понять дальнейшие действия российской стороны, нужно дождаться хоть какой-то реакции. Но, в любом случае, сейчас снова начнется мощная пропагандистская кампания, направленная на обеспечение давления со стороны России на украинскую власть. Сейчас важно, чтобы европейцы и американцы были последовательными даже не столько в отстаивании интересов Украины, но интересов европейского пространства в целом, потому что иначе российская сторона будет продвигать свои интересы дальше и дальше, пока ее не остановят.
На прямое введение войск в Украину, думаю, Путин не пойдет. Потому что уже сейчас Россия поняла, какие проблемы создают для нее введенные санкции, и очередная их волна ей совершенно не нужна.
На первый взгляд, дни, когда пытались реализовать мирный план, – это напрасно потраченное время. Но в этот период проводились переговоры с европейскими странами, где формировалась общая стратегия Украины и европейских государств относительно вероятных дальнейших действий российской стороны. Это была и демонстрация доброй воли с украинской стороны, не только россиянам, но и европейским государствам – мы можем идти таким путем, если российская сторона будет это учитывать, если позиция Европы будет единой. Если так не будет, то у нас не останется иного пути, кроме как надеяться на собственные силы.
С военной точки зрения, весь этот период мы пребывали в перманентном противостоянии. И главный вопрос состоял в том, насколько мы контролируем границу. Если бы мы контролировали границу, то это бы не дало возможности существенно увеличить мощь террористов. Так что вопрос – в границе, а не в периоде перемирия.
Содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник:
Звучало довольно много критики в адрес мирного плана и его целесообразности. Но я думаю, что в нем был определенный смысл, потому что Украина в который раз продемонстрировала мировому сообществу и тем регионам, где сейчас проводится антитеррористическая операция, что Киев настроен на мирное урегулирование конфликта. Не в последнюю очередь это стало хорошим аргументом для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.
Среди негативных результатов принятого решения – многочисленные потери украинских силовиков, серия терактов на объектах инфраструктуры. Все это дает основания для очередной активной фазы АТО и принуждения тех людей, кто взял в руки оружие, к сдаче или побегу на территорию России.
Надеюсь, что это время не было потрачено просто на ожидание конца этого перемирия, а для наращивания и перегруппировки сил, а также для подготовки, чтобы нанести сейчас концентрированный удар.
Уже есть первые сигналы и реакция со стороны России – призывы к тому, что она называет перемирием (хотя не думаю, что они не знают о том, что это было одностороннее перемирие). Россия, безусловно, заинтересована в том, чтобы этот конфликт продолжался бесконечно.
Если обдумывать возможную реакцию России, мы должны помнить, что, как и раньше, на границе с Украиной сосредоточено большое количество российских войск. Это оказывает психологическое давление на украинскую власть, а также может рассматриваться как возможность в любой момент перехода к активным действиям – или под видом миротворческих сил, или под видом реализации доктрины РФ о защите так называемых "сопатриотов" на территории другого государства. Эта угроза остается реальной.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред