Блокирование трех пунктов пропуска на админгранице Крыма и Херсонской области и высокая активность российских военных на оккупированном полуострове— это часть большого сценария, который пока сложно понять.
Об этом содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник рассказал в комментарии "Главреду".
"События последних нескольких дней на пунктах пропуска в Крым лично мне не понятны, поскольку по имеющейся информации сложно представить, что на самом деле происходит. Основная версия, которая раскручивается российскими СМИ: это делается в ответ на якобы попытку украинского спецназа проникнуть на полуостров. Она, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики, поскольку это, как и покушение на Плотницкого, совершенно не в интересах Украины. Она не будет рисковать жизнями своих военнослужащих ради непонятных целей", — подчеркнул военный эксперт.
"Однозначно, в Крыму что-то происходит и, возможно, это — часть большого сценария, который пока что сложно понять", — считает он.
"Что касается оценки общей ситуации на сегодняшний день и вероятности возобновления боевых действий на востоке или возникновения других точек столкновения, в том числе на границе с Крымом. Сейчас понятно наверняка, что Россия готовит все необходимое, чтобы в случае, если поступит соответствующая команда, она без промедления могла быть выполнена. Вместе с тем, это не дает оснований назвать какие-либо конкретные даты начала такого наступления", — заметил содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова.
"Главная проблема любого обострения ситуации — отсутствие необходимого уровня доверия между сторонами. Обе стороны вынуждены действовать в ответ, ожидая самого худшего. При отсутствии должных каналов коммуникации эта эскалация нарастает и любое событие, которое в других условиях было бы урегулировано на уровне дипломатов, может привести к настоящему конфликту. Вспомните хотя бы историю с российским Су-24, который был сбит над территорией Турции. Эпизод с Су-24 стал последней каплей, но не главной причиной разрыва отношений между Россией и Турцией. Появление этого самолета над территорией Турции не был основанием, чтобы его сбивать. Но это был один из тех эпизодов, которые предшествовали данному инциденту", — напомнил Алексей Мельник.
"Сейчас в украинско-российских отношениях ситуация подобная, поскольку все, что происходит в последние дни, повышает вероятность возникновения конфликта между Украиной и Россией в результате случайного инцидента", — говорит он.
"Нужно говорить о разных аспектах готовности Украины реагировать на угрозу накапливающихся военных сил в Крыму. Есть ли у Украины военные средства, чтобы сдержать наступление со стороны Крыма? Сложно сказать, ведь далеко не вся информация раскрывается Генштабом ВСУ. Сообщения официальных лиц позволяют в некоторой степени быть уверенными в том, что определенные меры военного характера смогут сдержать агрессию России", — заметил военный эксперт.
Следующий аспект, по его словам, но не менее важный — политическая готовность: "Два с половиной года назад мы видели, что не было как военной готовности отстоять Крым, так и политической решимости делать это военными методами. Чтобы понять готовность Украины реагировать на угрозу, которая формируется в Крыму, мы должны оценить готовность нашего политического руководства в случае наступления давать команду либо на включение в полной мере военных методов, либо делать акцент на дипломатических и политических инструментах".
"Так что стопроцентной уверенности в готовности Украины нет. И названные два фактора — ключевые", — резюмировал Алексей Мельник.
Напомним, журналист Роман Бочкала рассказал, что в Крыму "охотятся" на "украинских диверсантов", а на севере полуострова были расклеены ориентировки на четверых. "Они якобы что-то натворили в Армянске. Описываются в военной форме, с шевронами, оружием, возраста примерно 35 лет", — пишет он.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред