"Шпионский" скандал, или Зачем России украинский журналист Сущенко?

5 октября 2016, 13:31обновлено 3 августа 2018, 01:21
Эксперты рассказали, как Москва может использовать в своих целях задержанного по обвинению в шпионаже украинского журналиста Романа Сущенко.

 / Скриншот

В России появился еще один украинский заложник. Им стал задержанный в Москве и помещенный в СИЗО "Лефортово" специальный корреспондент Национального информационного агентства "Укринформ" Роман Сущенко. А обвиняют украинского журналиста в "шпионаже".

ФСБ Российской Федерации заявляет, что Сущенко является сотрудником Главного управления разведки Минобороны Украины. По данным ведомства, он "целенаправленно собирал составляющие государственную тайну сведения о деятельности Вооруженных сил и войск Национальной гвардии России, утечка которых за рубеж могла нанести ущерб обороноспособности государства".

видео дня

В украинском МИДе выразили решительный протест в связи с задержанием журналиста, который прибыл в Россию с целью посещения близких родственников и назвали обвинения в шпионаже "надуманными".

"Рассматриваем это как очередной шаг в целенаправленной политике Российской Федерации использования украинцев, которые оказываются в руках ее органов власти, в качестве политических заложников в своей гибридной агрессии против нашего государства", — говорится в заявлении МИДа.

Опрошенные "Главредом" эксперты не исключают, что дело Сущенко может пойти тем же путем, что и дело Савченко, и получит не меньший резонанс. При этом они отмечают, что Россия получила еще одного заложника, которым будет шантажировать Украину для достижения своих целей.

Эксперты рассказали, для чего Москве понадобилось задерживать украинского журналиста, как Россия будет использовать эту историю, что из этого может получиться в итоге, какие международные и имиджевые последствия это может иметь для России.

Владимир Цибулько

Политолог

Владимир Цибулько:

Россия, затеяв эту историю, не думала о международной реакции — она сработала исключительно на формирование внутренней повестки дня. Поэтому задержание журналиста Романа Сущенко является лишь циклическим информационным поводом для внутреннего потребления россиянами: "Украина активна — она шпионит на территории России", "нельзя расслабляться — враг на каждом шагу". После принципиальной позиции США по Сирии последовал отказ России продолжать действия договора с США по утилизации плутония, тем самым Россия фактически ушла в глухую самоблокаду. Но чтобы удерживать народ в этой блокаде, необходимо нагнетать атмосферу страха из-за якобы внедрения в российское общество различных врагов и шпионов. Это — типичная логика авторитарного общества, которое замкнулось в себе перед миром.

Россия уже настолько попрала международное право, что этот случай международной репутации РФ ни убавит, ни прибавит. Россия — это уже страна-изгой, и российский политический класс должен будет получить не декларативные санкции, а системные аресты счетов путинских чиновников. Учитывая то, сколько в Евросоюзе их имущества, пора арестовывать это имущество и счета в европейских банках.

Россия будет пытаться "выжать" из истории с Сущенко хоть что-то себе на пользу. Есть две возможные логики поведения: либо максимально давить, как в случае с Карпюком, Сенцовым или Савченко; либо — как в истории с украинскими "диверсионно-разведывательными группами", когда "заробітчан" паковали по 20-30 человек, удерживали неделю, затем поднимали большую бучу, а потом просто отпускали либо депортировали в Украину.

Сущенко — не "заробітчанин", а квалифицированный специалист. В силу того, что он работает в корпункте во Франции, эта история стала предметом контроля со стороны всех международных журналистских организаций и европейских структур. Поэтому, скорее всего, это нагнетание может быть краткосрочным, когда из истории с Сущенко ничего невозможно будет извлечь. А пока что складывается впечатление, что именно так и будет, что Россия не сможет "выжать" из этой истории ничего полезного для себя.

В истории с задержанием Сущенко мы наблюдаем логику поведения силовиков среднего уровня в общем тренде истерии закрытого общества. Посмотрим... Пока что быстрая реакция международных организаций спровоцировала Путина на превращение Сущенко в предмет очередного торга, поскольку стремительно возрос политический вес этого задержания. Поэтому, как повод для разворачивания более широкого диалога, эта спецоперация на старте удалась. Теперь все будет зависеть, очевидно, от поведения самого Сущенко.

Сергей Толстов

Директор Института политического анализа и международных исследований

Сергей Толстов:

Стороннему наблюдателю сложно понять, что происходит на самом деле, и как-то комментировать сложившуюся ситуацию с задержанием Романа Сущенко. Внешне все выглядит так, что Сущенко приехал в Россию по личным делам, он является журналистом с 2002 года, работал во Франции с 2010 года — казалось бы, к нему не должно было возникнуть никаких претензий.

Совершенно не понятно, на чем основаны обвинения в шпионаже (ФСБ РФ заявляет, что Сущенко — полковник и кадровый сотрудник Главного управления разведки Минобороны Украины). Но даже в таком случае для обвинения нужны неопровержимые факты. Напомним, недавно ведь был случай, когда российские власти задержали офицера СБУ, который тоже ехал в Россию по личным делам, но тогда его просто выдворили с территории РФ, не выдвинув обвинений в "шпионаже", как на этот раз.

Вся эта история с задержанием Романа Сущенко может пойти тем же путем, что и дело Савченко. Несмотря на то, что дело Савченко было искусственно создано и сфальсифицировано (вряд ли ее можно было обвинять в чем-то из того, в чем ее обвиняло российское следствие), мы видим, что никаких прямых последствий для самой России и взаимоотношений России с миром эта авантюра не имела. Да, был резонанс. О Савченко говорили Байден, Керри, Меркель и Олланд, и вроде бы даже Обама, но на этом все и закончилось. В итоге, Надежда была освобождена по тому странному сценарию, который придумал Медведчук, — сценарию, при реализации которого не пострадал имидж президента России, который якобы не сделал ни шага назад и пошел на это только из-за того, что родственники российских погибших журналистов попросили освободить Савченко.

Ситуация скандальная и в чем-то безысходная. Разрешить ее каким-то образом сегодня вряд ли возможно.

Можно, конечно, говорить, что для многих категорий граждан Украины поездки в Россию становятся опасными. Вряд ли это касается всех, поскольку сомневаюсь, что российская власть даст указание арестовывать далеких от политики простых людей, — чтобы не создавать волны антироссийских настроений. Однако для некоторых украинцев поездки в Россию становится весьма рискованными.

Украинской стороне сейчас важно доказать мировому сообществу, что в случае с Романом Сущенко произошел ничем не обоснованный арест журналиста. Эта история получит большой общественный резонанс, поскольку будет показывать полнейший российский произвол.

Чего, таким образом, может добиваться Москва? В чем логика действий российских спецслужб? Во-первых, за этим может стоять намерение обменять Сущенко на российского разведчика или другого задержанного, имеющего значение для России. Во-вторых, Москва может таким образом надавить на Киев, чтобы достичь каких-то своих целей, а это — лишь косвенный сигнал, который мне тяжело расшифровать. В-третьих, это может быть очередным эпизодом в длинной серии провокаций, которая, вероятно, началась с поимки в Крыму "украинских диверсантов". Дело Сущенко может быть продолжением такой линии. Кто-то в спецслужбах России, возможно, планирует серию новых скандальных поводов, которые должны привести к очередному серьезному обострению двусторонних отношений.

Алексей Гарань

Научный директор Фонда "Демократические инициативы", профессор политологии

Алексей Гарань:

История с Романом Сущенко Москве понадобилась для того, чтобы раздуть шпионский скандал, чтобы показать, как все работают против России, чтобы раздуть истерию в РФ.

Какие это будет иметь последствия? Все зависит от того, какие доказательства Россия сможет представить. Поскольку, к примеру, история с "украинскими диверсантами" в Крыму, которая случилась летом, оказалась совершенно непродуктивной и сработала против России. Сейчас многое упирается в то, сможет ли РФ представить какие-либо доказательства. Но я не исключаю, что это может стать показательным осуждением без доказательств — как это было в случае многих украинцев, оказавшихся сейчас за решеткой.

Так что Россия стремится раздуть шпионский скандал. Насколько ей это удастся, будет зависеть от доказательной базы. Если все будет шито белыми нитками, то это сработает против России. С другой стороны, Москва может получить еще одного заложника, чтобы вести торг. Это вполне может быть еще одной целью России.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять