Американский президент Дональд Трамп объяснил свое мнение о том, что следует вернуться к формату "Большой восьмерки", вернув в клуб участников и Россию. В качестве аргументов, общаясь с "
Но слова Трампа не стоит воспринимать буквально — нужно понимать контекст и подтекст его заявлений.
Во-первых, американский президент не раз высказывал свое восхищение Владимиром Путиным.
Во-вторых, не нужно исключать того, что это — троллинг других членов "Большой семерки", в первую очередь, Ангелы Меркель и Эммануэля Макрона. Трамп говорит о том, что они ничего не смогли сделать, ни о чем не смогли договориться, хоть и взяли на себя такую ответственность, и в том, что происходит в Украине — часть вины Франции и Германии.
Читайте также: Что Трамп разрушит быстрее - НАТО или ЕС?
Также Трамп говорит о том, что они противятся возвращению Путина в этот формат и восстановлению "Большой восьмерки", но в то же время совместно с Путиным строят газопроводы. А это ставит под сомнение не только их способности, но и их намерения.
Мол, вы ограничиваете Путина или развиваете контакты с ним? К тому же, вы развиваете контакты с Путиным для того, чтобы отказаться от американского газа — так вы мои стратегические партнеры и союзники, или нет? Вы говорите о том, что хотите какого-то паритета, жалуетесь на какие-то экономические ограничительные меры, но вы не хотите покупать американские товары, а мы в это время платим за вашу безопасность — так вы вообще те люди, с которыми можно о чем-то договариваться, или нет?
То есть контекст намного более широкий. Все не может говориться прямо, даже Трампом, человеком с небывалой прямотой.
На мой взгляд, "Большая семерка" до сих пор воспринималась в мире как объединение не только самых богатых и индустриально развитых стран, но и тех государств, которые объединены одними ценностями — демократическими. Допускать в такие клубы людей, являющихся уличными хулиганами, просто с большими кулаками, говорить с ними не потому, что они разделают приоритеты клуба, а просто потому что они сильные, нахальные и агрессивные — очень ложный подход, который давал бы неправильные сигналы и самому Путину, и всему миру.
Читайте также: Зачем Трамп похоронил G7
Потому я сомневаюсь в том, что присутствие Путина в "Большой семерке" имеет смысл. Однако я не воспринимаю буквально то, что говорит Трамп.
Еще один момент — если бы Трамп и Путин напрямую говорили об урегулировании ситуации в Украине, возможно, это привело бы к достижению какого-то результата. Но вот какого результата? Спрогнозировать сложно. Трамп показал себя как человек без ценностей. Потому то, о чем и как он бы договорился с Путиным, меня, честно говоря, немного пугает.
Потому тот факт, что со стороны Трампа в разговорах с Путиным принимает участие истеблишмент — хорошо тренированные, обученные люди, понимающие взаимосвязь вещей в природе и в политике, несколько успокаивает. Если бы переговорами занимался лично Трамп, то договоренности, которых бы, безусловно, он бы достигал с Путиным, вряд ли бы удовлетворяли Украину.
Богдан Яременко, дипломат, руководитель Фонда "Майдан иностранных дел", специально для "Главреда"
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред