Газовые переговоры с Россией: будут ли мерзнуть украинцы зимой?

23 октября 2014, 09:30обновлено 3 августа 2018, 01:10
2024
Эксперты рассказали о перспективах переговоров по поводу поставок газа в зимний период с Россией.

 / Reuters

Украина, Россия и ЕС согласовали стоимость газа на зимний период – 385 долларов. И уже 29 октября сторонами должен быть подписан временный договор по газоснабжению, рассказал еврокомиссар по вопросам энергетики, вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Эттингер. В свою очередь российский министр энергетики Александр Новак отметил, что Украине будет предоставлена скидка путем отмены экспортной пошлины, а ее неизменность будет гарантирована межправительственным соглашением.

Однако, по словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана, остается ряд ключевых вопросов, по которым пока что стороны не могут договориться. В частности, есть разногласия относительно юридического оформления этих соглашений: Россия против того, чтобы под документом стояла подпись представителя "Газпрома". Продан подчеркнул, что тот документ, который предлагает российская сторона, не является юридически обязывающим, это признают и сами россияне. "Для чего тогда его подписывать, если он не обеспечивает ответственности сторон?" – отметил министр.

видео дня

Опрошенные "Главредом" эксперты по энергетическим вопросам считают, что цена на российский газ в 385 долларов как временная на зимний период приемлема для Украины, однако отмечают, что следует продолжать переговоры и давление на Россию и не подписывать соглашение 29 октября, поскольку у украинской стороны есть все шансы добиться поставок газа на более выгодных условиях. При этом вероятность срыва подписания этого документа на следующей неделе они считают вполне вероятным.

Александр Гудыма

Эксперт по энергетическим вопросам, бывший народный депутат

Александр Гудыма:

Сейчас я бы не акцентировал внимание на названной цене за газ, потому что она в ситуации, когда продолжается война, не является самым главным. Мы видим, что россияне отказываются подписывать соглашение, о котором уже столько времени говорит мировое сообщество, в первую очередь – Еврокомиссия и украинское правительство. То есть она не хочет нести никакой ответственности за поставки газа в Украину.

Потому я больше доверяю словам министра Продана, оценки которого более реалистичны, чем оценки высшего руководства государства: до подписания настоящего соглашения еще очень далеко. Для этого еще нужно переломать отношение России к неподписанию [соглашения]. Она хочет, чтобы Евросоюз гарантировал финансовые выплаты, которые должны начаться после того, как газ все-таки пойдет в Украину.

На данный момент остается еще столько вопросов, так что я отношусь крайне осторожно к прогнозам.

Кстати, у Украины еще достаточно газа, чтобы весь ноябрь вести переговоры с Россией, чтобы она, в конце концов, согласилась с нашими условиями. К тому же, если мы уже нацелились на диверсификацию, если мы, а также ЕС и США, понимаем, что чем меньше газа мы берем у России, тем лучше, этот процесс будет неизбежен. И в этом году, и в следующем, и в каждый последующий мы будем сокращать потребление российского газа. Нам нельзя сейчас в спешке добрать эти 5-7 миллиардов кубометров газа, вытянув из своего бедного кармана последние деньги. Ведь под новый год Россия может вдруг прекратить поставки по каким-то надуманным причинам.

Кроме того, сейчас идет процесс в Стокгольмском арбитражном суде. В конце концов, ничего не случится, если мы подождем с подписанием соглашения еще недельку-две (именно в этот период должно быть объявлено промежуточное решение, когда Стокгольмский арбитраж назовет промежуточную цену и, возможно, заставит Россию изменить поведение). Подчеркиваю – возможно: я не вижу в мире ни одной института, ни одного лидера, который мог бы заставить Путина что-то сделать. Но если будет решение Стокгольмского арбитража, это может привести к уступкам со стороны Российской Федерации.

То есть вполне возможно, что 29 октября соглашения еще не будет. Мы должны настаивать на юридических гарантиях со стороны России, хотя даже они не гарантируют каких-то обязательных шагов РФ, но это хоть что-то. Нам нужно решение Стокгольмского арбитража, после чего можно будет говорить о том, на каких условиях мы будем получать газ от России.

Михаил Гончар

Директор энергетических программ Центра "Номос"

Михаил Гончар:

Нет смысла обсуждать выгодность или невыгодность еще не подписанного соглашения, тем более, с Россией. Поскольку пока что Россия не изменила своих стратегических намерений, касающихся разжигания третьего газового кризиса и перекрытия транзита газа через Украину. Поэтому даже в идеальном случае – если 29 октября будет что-то подписано, еще не будет гарантий, что это будет Россией соблюдаться. Яркий пример – минские договоренности и то, как они соблюдаются Россией. То же будет и в данном случае. "Газовый фронт" является одним из фронтов "гибридной" войны, поэтому будет та же модель выполнения обязательств, что и в случае с минскими договоренностями. Так что не стоит возлагать больших надежд.

Что касается цены в 385 долларов – выгодна она или нет, справедлива она или нет? С этой ценой можно согласиться только временно, на период зимы. Но, повторюсь, обсуждать сейчас цену нет смысла. Тем более, проблема не только в цене, но и ее качестве. Ведь Россия категорически отказывается фиксировать эту цену как неизменную, как окончательную цену от "Газпрома", которая включает себя сборы и пошлины согласно российскому законодательству. Она хочет снова поступить так, как и раньше: 385 долларов – это 485 минус 100 за счет смены экспортных пошлин.

Но кроме этого есть много других "подводных камней" – с графиком поставок газа, графиком транзита, движением транзитных объемов и т.д. Это все тоже очень важно, потому что если вдруг Россия сократит объемы транзита, то наша ГТС будет функционировать в недостаточно стабильном состоянии, и тогда начнут сыпаться обвинения со стороны россиян в том, что исчезает газ, и они полностью перекроют транзит. Так что "подводных камней" – полно.

То, что Россия затягивает процесс, лишний раз указывает на то, что она хочет полномасштабного газового кризиса и, безусловно, хочет при этом показать, что во всем виновата Украина (не возвращает долги, занимает неконструктивную позицию, пытается торговаться и т.д.). Потому даже в случае подписания соглашения 29 октября я бы не был столь оптимистичен.

Если переговоры сорвутся, то все, что мы имеем, то и наше. И не стоит выстраивать апокалиптических сценариев. Хотя не стоит также обещать комфорт зимой в наших квартирах, к которому мы привыкли. Власть должна об этом откровенно говорить. Но сейчас приближаются выборы, поэтому власть, особенно в лице Президента, предпочитает делать популистские заявления, в частности, о немедленном начале отопительного сезона. Хотя раньше вроде договорились, что он начнется 1 ноября… Сейчас прохладно, но не настолько, чтобы это требовало немедленного запуска отопления. Нам все-таки необходимо экономить.

На мой взгляд, риск даже не в том – хватит или не хватит нам газа. В среднем его хватит. Но когда чиновники говорят о том, что нам не хватает еще 4-5 миллиардов кубов газа, имеется в виду, их не хватает для того, чтобы было так, как обычно, чтобы не экономить. Но так не будет в любом случае. Мы видим, каким образом действует российская сторона, и так она будет поступать и в дальнейшем. Могут быть диверсии против объектов энергетической инфраструктуры. Мы видим это на примере Донбасса: уголь есть, но шахты взорваны, железная дорога приведена в негодность, мосты подорваны – и уголь доставить не представляется возможным. То есть, уголь вроде бы есть, но воспользоваться им невозможно. Потому и в других секторах могут быть подобные ситуации.

Поэтому нужно думать не только о том, что "что имеем, то имеем", плюс международная помощь, а надо мыслить нешаблонно – думать о том, откуда еще по нам могут нанести удар и не тешить себя иллюзией, что получим эти 5 миллиардов кубометров газа (которые еще не понятно как получим, и получим ли вообще!), и все будет в порядке. Так не будет, к сожалению.

Валерий Боровик

Глава правления Альянса "Новая энергия Украины"

Валерий Боровик:

На данный момент нет никаких подписанных документов по газу. Но украинская сторона словами и министра, и Президента, и премьера говорила, что настаивает на цене в 325 долларов на летний период и 385 долларов – на зимний. [Глава МИД РФ Сергей] Лавров в свою очередь сказал, что Россия не согласна c такой формулировкой. Поєтому до марта мы можем иметь цену на уровне 385 долларов, а дальше – посмотрим.

Я считаю, что это не очень выгодные для Украины договоренности. Но Россия в очередной раз загоняет нас в такие рамки, что Украина вынуждена соглашаться и с такими условиями. Однако я бы не говорил, что у нас иссякли аргументы. Потому следует продолжать консультации, переговоры и давление на Россию.

К сожалению, вероятность того, что подписание договора, запланированное на 29 октября, сорвется, велика. Почему "к сожалению"? Потому что Украина снова "ведется" на давление России. Хотя нам следовало бы стоять на своем, потому что Россия тоже зависима от Украины, и она не готова останавливать транзит через нашу территорию. Поэтому, думаю, у нас большие шансы добиться заключения договора на наших условиях.

Если подписание договора сорвется, то Украину ждет холодная зима, потому что нам не хватает около 5 миллиардов кубометров газа. Условно говоря, нам не хватает около 50 миллионов кубометров газа в сутки, если будет очень холодная зима, холоднее, чем в прошлом году. В сутки Украине нужно 200-250 миллионов кубов газа в зависимости от температурного режима. Но жесткие методы энергосбережение, уменьшение лимитов и т.д. помогут выстоять эту зиму, не становясь на колени.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять