Газовые договоренности с Россией для Украины являются одним из фронтов "гибридной войны", а потому говорить о еще незаключенных документах очень сложно.
Такое мнение в комментарии "Главреду" выразил директор энергетических программ Центра "Номос" Михаил Гончар.
"Нет смысла обсуждать выгодность или невыгодность еще не подписанного соглашения, тем более, с Россией. Поскольку пока что Россия не изменила своих стратегических намерений, касающихся разжигания третьего газового кризиса и перекрытия транзита газа через Украину", - отметил эксперт.
Аналитик также напомнил, что "даже в идеальном случае, если 29 октября будет что-то подписано, еще не будет гарантий, что это будет Россией соблюдаться".
"Яркий пример – Минские договоренности и то, как они соблюдаются Россией. То же будет и в данном случае. "Газовый фронт" является одним из фронтов гибридной войны, потому будет та же модель выполнения обязательств, что и в случае с Минскими договоренностями. Потому не стоит возлагать больших надежд", - считает Гончар.
Кроме того, эксперт оценил договоренности о цене российского газа на зимний период.
"Что касается цены в 385 долларов – выгодна она или нет, справедлива она или нет? С этой ценой можно согласиться только временно, на период зимы. Но, повторюсь, обсуждать сейчас цену нет смысла. Тем более, проблема не только в цене, но и в качестве этой цены. Ведь Россия категорически отказывается фиксировать эту цену как неизменную, как окончательную цену от "Газпрома", которая включает себя сборы и пошлины согласно российскому законодательству. Она хочет снова поступить так, как и раньше: 385 долларов – это 485 минус 100 за счет смены экспортных пошлин", - напомнил он.
Гончар рассказал и о других "подводных камнях" переговоров с РФ.
В частности, он напомнил, что есть вопросы о "графике поставок газа, графике транзита, движения транзитных объемов и т. д".
"Это все тоже очень важно, потому что если вдруг Россия сократит объемы транзита, то наша ГТС будет функционировать в недостаточно стабильном состоянии, и тогда начнут сыпаться обвинения со стороны россиян в том, что исчезает газ, и они полностью перекроют транзит. Так что "подводных камней" – полно", - заявил аналитик.
По мнению Гончара, затягивание Россией процесса договоренностей "лишний раз указывает на то, что она хочет полномасштабного газового кризиса и, безусловно, хочет при этом показать, что во всем виновата Украина (не возвращает долги, занимает неконструктивную позицию, пытается торговаться и т.д.). Потому даже в случае подписания соглашения 29 октября я бы не был столь оптимистичен".
"Если переговоры сорвутся, то все, что мы имеем, то и наше. И не стоит выстраивать апокалиптических сценариев. Хотя не стоит также обещать комфорт зимой в наших квартирах, к которому мы привыкли. Власть должна об этом откровенно говорить", - убежден эксперт.
"На мой взгляд, риск даже не в том – хватит или не хватит нам газа. В среднем его хватит. Но когда чиновники говорят о том, что нам не хватает еще 4-5 миллиардов кубов газа, имеется в виду, что их не хватает для того, чтобы было так, как обычно, чтобы не экономить. Но так не будет в любом случае. Мы видим, каким образом действует российская сторона, и так она будет поступать и в дальнейшем. Могут быть диверсии против объектов энергетической инфраструктуры. Мы видим это на примере Донбасса: уголь есть, но шахты взорваны, железная дорога приведена в негодность, мосты подорваны – и уголь доставить не представляется возможным. То есть, уголь вроде бы есть, но воспользоваться им невозможно. Потому и в других секторах могут быть подобные ситуации" , - напомнил Гончар.
В заключение аналитик подчеркнул, что "нужно думать не только о том, что "что имеем, то имеем", плюс международная помощь, а надо мыслить нешаблонно – думать о том, откуда еще по нам могут нанести удар и не тешить себя иллюзией, что получим эти 5 миллиардов кубометров газа (которые еще не понятно как получим, и получим ли вообще!), и все будет в порядке. Так не будет, к сожалению".
Читайте также: Эксперт объяснил, что заставит Россию пойти на газовые уступки Украине
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред