Европейцы предлагают Украине начать новые переговоры с Россией об определении цены на газ, но на этот раз — при посредничестве Евросоюза. Об этом заявил еврокомиссар Марош Шевчович на Украинском энергетическом форуме. Он отметил, что рыночная цена на газ должна определиться или переговорным путем, или с помощью Стокгольмского суда.
"Конечно, судебное соглашение является более долгосрочным, но, несмотря на ход процесса, не стоит ждать его в нынешнем году. Именно поэтому мы призываем начать переговоры о формировании цены на российский газ, чтобы подготовиться к следующей зиме. ЕС в свою очередь готов выполнять функции посредника между Украиной и РФ", — заявил Шефчович.
Эксперты по энергетическим вопросам, опрошенные "Главредом", считают, что Украине нужно соглашаться с предложением еврокомиссара, поскольку в двусторонних переговорах Украина и Россия не смогут прийти к действительно справедливой рыночной цене на газ. Однако, по их словам, в таких переговорах при посредничестве ЕС есть и некоторые риски.
Глава правления Альянса "Новая энергия Украины"
Такое посредничество ЕС в переговорах с Россией по газу отчасти будет способствовать украинской стороне, а отчасти будет вносить коррективы в эти переговоры. При посредничестве Евросоюза произойдет ослабление позиций России, потому что Европа умеет говорить с ней на базе того правового поля, которое существует в европейском сообществе. Таким образом, будет обеспечена открытость, понятность формирования цены на газ, не будут завышены претензии России к ее, как она считает, "сателлитам" — Украине и Беларуси. Это поднимет уровень переговоров на ту ступень, когда мы можем сказать, что они ведутся в рамках европейского законодательства и основываются на его подходах.
Также необходимо учесть, что для Европы главное — это безопасность поставок газа европейским потребителям, в европейские страны. Потому в данном вопросе ЕС готов идти на уступки России, если они смогут обеспечить бесперебойность поставок газа. В этом аспекте Украина может оказаться самым слабым игроком данных переговоров. Но все это будет зависеть от украинской переговорной стороны и от тих позиций, которые пропишет переговорщикам НАК "Нафтогаз Украины", Кабинет министров и лично премьер. Потому будем надеяться, что такое посредничество ЕС принесет больше пользы, чем вреда в переговорах с Россией.
Так что думаю, что Украине стоит соглашаться с таким предложением ЕС. Это хорошо, однако при этом следует полностью отстаивать свои интересы.
Есть один важный аспект, о котором необходимо помнить, — обеспечение бесперебойности поставок европейским потребителям российского газа через украинскую территорию. При этом Украина за свои или взятые у европейских партнеров деньги или у МВФ (за что платит процент), закупает так называемый страховой запас, который в условиях очень холодной зимы будет поддерживать транспортировку и поставку природного газа европейским потребителям из России. Хотя Украина и не является третьей стороной контракта, она не должна однозначно этого делать. Этот страховой запас должен быть закуплен или за счет России, или за счет европейских потребителей, или на паритетных условиях. Но реально же Украина это делает за свои деньги. И это принципиальный вопрос, на котором настаивает Европа негласно. И Украина это делает постоянно, не являясь третьей стороной контракта и не получая прибыли от него.
Эти нюансы (Европа хочет уступок со стороны Украины) лежат на столе переговоров, и их нужно обсуждать, отстаивая свои интересы не только в беседе с Россией, но и с ЕС. Потому многое будет зависеть от позиции украинской переговорной стороны.
Независимый эксперт по энергетическим вопросам
Запасы газа в подземных хранилищах Украины не такие уж большие. Поэтому, так или иначе, придется обращаться к России. И с учетом того, что решение арбитражного суда в Стокгольме ожидается только в следующем году, данный вопрос переговоров с РФ становится еще более актуальным.
Отсюда вывод — необходимо договариваться с Россией насчет дальнейших закупок газа. Вполне можно предположить, что вдвоем Украине и России договориться будет весьма непросто. А если в переговорах будет присутствовать Евросоюз, как арбитр, то можно будет добиться справедливой цены на газ — реальной, отвечающей рыночным отношениям и ценам в регионе.
Так что переговоры в формате "ЕС — Украина — Россия" целиком целесообразны. Более того, они на пользу и Евросоюзу, и Украине (если, конечно, цена на газ будет ее удовлетворять).
Однако, как всегда, существуют и риски. Столь жесткая, а часто тупая позиция российского "Газпрома", который отстаивает не экономические интересы, а какие-то политические амбиции, дает основания ожидать, что "Газпром" всегда будет оставаться трудным переговорщиком. И, безусловно, эти переговоры будут не с Миллером, не с "Газпромом", а фактически с Путиным. Поэтому всегда в переговорах по газу с Россией будет присутствовать политический оттенок.
С другой стороны, известно, что и в "Газпроме", и в самой России весьма сложная экономическая ситуация. Поэтому Россия заинтересована, чтобы Украина все-таки закупала у нее газ.
Эксперт по энергетическим вопросам, бывший народный депутат
Не вижу в этой идее смысла, потому что на Россию никакие аргументы и авторитеты не действуют. Пока она сама не переболеет, никто на нее не повлияет. Отношения Украины, России и Евросоюза в вопросе цены на газ сегодня стали понятны большинству украинцев и европейцев. Россия несет убытки, потому что поставила на первое место политические аспекты. А ЕС воспользовался тем, что соглашения меж РФ и ЕС более либеральные, чем между Украиной и Россией, и стал продавать Украине (своему стратегическому партнеру) газ дешевле, нежели предлагает нам Россия.
Пока до самой России не дойдет, что она теряет, на этом будет зарабатывать Евросоюз. Украина при этом выигрывает, потому что платит ЕС на 10 долларов меньше. Если бы речь шла о каком-либо бойкоте, прекращении поставок газа, тогда фактор Евросоюза имел бы значение и влияние. А сегодня не о чем говорить. Сегодня все знают, какова рыночная цена, как она образуется в Европе. Все знают, зачем нужна диверсификация, которой у Украины еще два года назад не было.
Формально, с дипломатической точки зрения, не помешает, если в переговорах будет участвовать и Евросоюз. Но лишь формально. Какую стратегию тут обсуждать, когда Россия ведет войну в Сирии, в Украине, разве можно ее убедить какими-то разговорами? Россия понимает только жесткие меры, например, санкции. А, кроме того, в эти непростые времена Россия сама себя наказывает, а могла бы получать долю выгоды от продажи газа непосредственно Украине. А так, мы покупаем газ у ЕС, а Россия от этого страдает. Как еще ее можно убедить?
Так что с точки зрения дипломатии Украине есть смысл соглашаться на такое предложение ЕС и идти на переговоры с Россией при посредничестве Евросоюза. Но тем временем Украина должна продолжать сокращать потребление газа, поддерживать дружеские отношения с ЕС, покупать у Европы газ до тех пор, пока Россия не предложит более низкую цену. А она должна предложить цену существенно ниже, потому что еще необходимо учитывать цену транзита. Мы должны покупать у России газ на границе с ней. Потому что, если взять ставку транзита и территорию, которую проходит российский газ до европейских границ, это 20-30 долларов. Это значит, что цена для Украины, когда падают цены на нефть, должна отличаться от европейской цены, которую Россия выставляет Европе на границе с Польшей или Словакией, и быть на 30 долларов. Тогда Украина может начинать покупать газ у России, то есть когда РФ предложит нам рыночную цену. Но Россию же не может переубедить никакой Евросоюз.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред