Эмбарго России на украинские продукты: повод для беспокойства или последние конвульсии Кремля

20 ноября 2015, 13:53обновлено 3 августа 2018, 01:16
8328
Экономисты рассказали, какие последствия будет иметь намерения Россия запретить импорт украинских товаров с нового года.

 / Reuters

Российское правительство с 1 января 2016 года решило запретить импорт украинских товаров, о чем сообщил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. "Поскольку Украина присоединилась к санкциям против Российской Федерации — экономическим, финансовым, мы приняли решение о введении... защитных мер в виде продовольственного эмбарго. Просто это решение имеет отсроченный характер. Оно тоже отсрочено до 1 января", — отметил он.

По словам украинского премьера Арсения Яценюка, в результате введения эмбарго Украина потеряет 600 миллионов долларов экспорта в РФ. При этом он напомнил, что Украина сократила в три раза зависимость от российского рынка: три года назад она составляла 35%, сейчас — 12,5%.

видео дня

Опрошенные "Главредом" экономисты единодушно заявили, что не видят повода для беспокойства, потому что, во-первых, доля экспорта украинской продовольственной продукции в Россию незначительна, во-вторых, российский рынок сегодня депрессивный, а, в-третьих, такая встряска пойдет только на пользу украинскому производителю, заставив его искать новые более привлекательные рынки сбыта.

Ярослав Жалило

Президент Центра антикризисных исследований

Ярослав Жалило:

Пока что нет четкой информации о том, какой именно тип ограничений Россия планирует применить: то ли это будет полный запрет импорта всех видов украинского продовольствия, то ли запрет импорта лишь некоторых его видов, то ли это будет введение каких-то пошлин. Не понятно, о чем конкретно идет речь.

Но даже если предположить, что речь идет о полном запрете ввоза продовольствия в Российскую Федерацию из Украины (или аграрной продукции вообще), то сегодня (в первом полугодии) доля экспорта в РФ украинской аграрной и пищевой продукции составляет чуть более 2% от общего. Поэтому в макроэкономическом смысле это будет очень малозначительная доля, и даже полный запрет импорта украинских товаров в Россию существенного негативного значения для нас иметь не будет. К примеру, в страны Евросоюза мы экспортировали 15% продукции животноводства, почти 30% растениеводческой продукции, более 30% продукции пищевой промышленности, то есть именно такой процент от общего экспорта. Это не сравнимо с показателями экспорта в РФ.

Если говорить о конкретных направлениях и видах продукции, то проблемы могут быть ощутимые. Очевидно, прежде всего, это отразится на мясе: в текущем году более чем в два раза вырос экспорт мяса в РФ из Украины. Понятно, что для предприятий, которые задействованы в этом экспорте, это будет ощутимо. Сейчас около трети экспорта мяса из Украины идет в РФ. Но, опять-таки, на общем фоне производства это незначительная доля.

Некоторые предприятия могут ощутить последствия эмбарго (поднявшиеся во время активизации отношений или живущие с того, что имеют долгосрочные связи с российским рынком). Но в целом чего-то катастрофического или ощутимого на макроэкономическом уровне для украинской экономики я не вижу.

Как это можно компенсировать? За счет выхода на другие рынки. Украина сегодня активно присутствует на рынках аграрной продукции в Африке, странах Центральной Азии, Ближнего Востока, большие перспективы торговли с Китаем. Эти рынки сейчас стремительно растут, потому что там растут доходы и растет потребление. Европейский рынок более закрытый, поэтому не думаю, что там будут существенные перспективы, хотя за него тоже следует бороться, однако там будет больше ограничений. А те рынки, которые я назвал, более гибкие и благоприятствуют выходу на них. Также, в принципе, можно говорить о выходе на рынки стран СНГ. Это с Россией у нас проблемы из-за войны, агрессивной торговой политики с ее стороны, а, допустим, Казахстан, как показал последний визит Президента, готов к развитию торговли и вообще ведет умеренную политику. И Беларусь более благосклонно относится к торговле с Украиной. Я уж не говорю о Грузии, которая сегодня является большим нашим другом. За все рынки можно и стоит бороться, и они перспективны.

Андрей Новак

Кандидат экономических наук, председатель Комитета экономистов Украины

Андрей Новак:

Запрет импорта в Россию украинских продуктов не может причинить больше вреда Украине, чем прямые военные действия, в которых РФ убивает наших граждан и уничтожает все имущество на пути продвижения своих войск по территории Украины. Поэтому последние конвульсии, к которым сейчас прибегла Россия — торговые запреты и эмбарго, будут иметь минимальные последствия для нас. Поскольку за последние полтора года у нас в два раза сократился экспортно-импортный товарооборот с Россией, и сегодня он минимален. В частности, для украинского экспорта российский рынок — это всего лишь 15%, а российские товары на украинском рынке составляют только 23%. Это минимумы, которые ранее никогда не достигались. Поэтому сейчас зависимость Украины от российского рынка минимальна.

В то же время, если Россия действительно запретит украинские продукты в полном объеме, больше вреда это причинит ей самой. Она уже запретила импорт продукции из тех стран, которые вводили санкции против нее (а это практически все цивилизованные и развитые страны), что уже привело к дефициту качественных продуктов средней и высшей ценовой категории. А если Россия запретит еще и украинскую продукцию, то там исчезнут и товары средней и ниже средней ценовой категории. И это будет тотальный дефицит продуктов на российском рынке. Потому что собственное российское производство не может обеспечить и половины их внутренних потребностей. Если они запретят еще и украинские продукты, то что они будут есть? Единственный вариант, который у них будет, — ввозить китайский хлам, продукты, далекие от стандартов качества.

А для Украины все эти российские торговые запреты, тем более, если это будет полное эмбарго, в итоге, пойдут на пользу, и будет получен эффект, аналогичный грузинскому. Когда в свое время Россия осуществила агрессию против Грузии в Абхазии и Южной Осетии, она запретила присутствие любых грузинских товаров на российском рынке, думая, что нанесет этим невероятный вред Грузии. Однако, в итоге, грузинские производители вин, минеральных вод и других товаров были вынуждены искать новые рынки сбыта, нашли их, существенно расширили географию своего экспорта, а в результате позже потом еще и вернулись на российский рынок.

Подобный эффект будет и для украинских производителей. Сначала это будут прямые потери, а потом это заставит наших производителей, которые делали ставку на российский рынок, понять, что этого делать не стоит, ведь российский рынок непрогнозируемый из-за такой же непрогнозируемой политики страны. Производители будут вынуждены искать новые рынки сбыта, расширять географию украинского экспорта. А когда этот политический абсурд со стороны Кремля закончится, украинские производители легко вернутся на российский рынок, имея также другие рынки.

То есть, в итоге, я ожидаю позитива от всех этих российских запретов.

Искать новые рынки сбыта будут сами производители. Если Россия введет эмбарго на украинские товары, то официальный ответ украинской власти должен быть симметричен: какие наши товары запрещает Россия на своем рынке, такие же российские товары мы должны запретить на украинском.

От любых запретов и санкций всегда страдают обе стороны. Нет таких санкций, которые были бы болезненны только для одной стороны. Они действуют симметрично, в совершенно одинаковых суммах нанося ущерб. Если Украина потеряет 600 миллионов долларов в результате продуктового эмбарго, то ровно столько же потеряет и российская сторона. Ведь, кроме того, многие украинские производители разместили производство в России, а после запрета украинские товары перестанут продаваться в РФ, а, значит, снизятся налоги в российский бюджет, сократятся рабочие места для россиян. Так что будет нанесен совершенно симметричный вред для обеих сторон.

Но, к сожалению, Кремль сейчас исповедует абсурдную политику агрессии против Украины и почти всех своих соседей, и последствия им придется пожинать сполна. Они уже сейчас начинают эти последствия ощущать. Просто раньше у них был какой-никакой запас прочности благодаря валюте, заработанной на газовом и нефтяном рынке. Но этот резерв уже исчерпывается, и россияне скоро сами почувствуют последствия своей абсурдной политики.

Олег Соскин

Директор Института трансформации общества, экономист

Олег Соскин:

Никакого удара по украинской экономике не будет. Потому что сегодня российский рынок — один из наиболее депрессивных, и он становится все более труднодоступным для украинских компаний. Мы помним все перипетии по поводу украинских сыров, украинской молочной продукции, кондитерской продукции и т.д. Потому то, что мы наблюдаем сейчас, — это логическое завершение нашего экономического сотрудничества с Россией.

Это быстрее заставит наши продовольственные компании более решительно искать другие рынки, в том числе в Азии и Африке. Это богатые валютные рынки, которые дают довольно высокую прибыль (прежде всего, североафриканские рынки). Поэтому я вообще не вижу большой проблемы тут.

Чем меньше мы сейчас будем иметь разных каналов связей с РФ, страной-агрессором, которая против нас воюет, тем лучше для нас. Это рано или поздно должно было случиться. Тем более, мы получаем Ассоциацию с ЕС, будут сняты квоты на нашу продукцию. А продукция во многих торговых нишах достаточно конкурентоспособна: это и яйца, и сухое молоко, и яичный порошок, и сыры, и молочная продукция, и растительные масла́, и зерно, и продукция из зерна. Да, будут какие-то потери, но они быстро будут возмещаться. И, наоборот, это только усилит стратегическую конкурентоспособность наших предприятий в этой сфере.

Как на это реагировать Украине, стоит ли предпринимать симметричные шаги? Однозначно. Я давно выступаю за то, что нужно убрать российские банки из Украины, прежде всего, "Сбербанк России". Я считаю, что в НБУ действует промосковская "пятая колонна". Считаю, что нужно разорвать связь с российским рублем и валютным рынком (девальвация гривны сейчас идет параллельно с девальвацией рубля, и это какая-то хитрая финансовая махинация). Считаю, что нужно убрать российских инвесторов с нашего рынка из металлургической и газовой сферы. Также нужно полностью прекратить покупку российской нефти (как это сделала Польша и страны Балтии — стали получать нефть из Катара, ОАЭ, Омана и Саудовской Аравии). Отказавшись от российской нефти и нефтепродуктов, мы сэкономим десятки миллиардов долларов в результате такой экономической политики, потому что сейчас Россия — это враг, государство-оккупант, целью которого является порабощение Украины, поэтому мы своими деньгами и ресурсами не должны ее поддерживать. Мы сейчас в состоянии это делать, адекватно отвечать на действия РФ. Мы должны прекратить поставлять России военно-промышленную продукцию, в том числе полуфабрикаты. Наша задача — вытеснить российский капитал из Украины на всех уровнях, прекратить закупку российской продукции, заменив ее аналогами из других стран, которые эту же продукцию еще лучшего качества производят, а также переориентировать наших производителей на огромные европейские рынки, где маленькая Украина уж точно сможет найти себе место.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять