StarsМода и красотаГороскопРецептыПриметыЗдоровьеПоздравленияКино и сериалыШоуЛайфхакиСонникЖизньПраздники

"Есть предел подаркам России": истории крымчан, которые хотят остаться гражданами Украины

16 апреля 2014, 10:41обновлено 3 августа 2018, 01:06
"Главред" собрал истории жителей Крыма, которые хотят остаться украинцами.

Не все в Крыму согласны с действиями России

До 18 апреля все желающие в аннексированном Крыму могут написать заявления об отказе от гражданства РФ. Кто не успеет до указанного срока, автоматически будет считаться гражданином России. По данным крымских активистов, жители полуострова пишут такие заявления активно.

На "стене свободных художников Крыма" в Симферополе появилось граффити: "Крым – Украина!". Но в это, кажется, многие уже не верят. Даже те, кто никак не соглашаются получать паспорт гражданина РФ.

видео дня

"Главред" решил поговорить с крымчанами, которые остаются жить на полуострове, но все еще думают оставить у себя паспорт гражданина Украины. Мы услышали три истории. И каждый раз не покидало ощущение, что эти люди живут на какой-то забытой земле, связь с которой мы теряем с каждым днем.

Как ни крути, многие жители Крыма пророссийски настроены, они все еще в эйфории от мыслей о "возвращении домой". Гораздо меньше тех, кто соглашается, что иного выхода, как иметь два паспорта одновременно, им не оставили. Но есть и те, кто решительно настроен быть гражданином только одной страны - Украины. Чувствуют ли эти люди, что наше государство готово бороться за каждого из них?

История первая. "Крым – это Украина. Я считаю, мы сейчас живем на оккупированной территории"

Наталья Пархоменко из Симферополя – одна из тех, кто твердо решил оставить паспорт гражданина Украины. Еще на прошлой неделе женщина написала заявление об отказе от российского гражданства, предварительно прождав в очереди несколько часов.

"Ни минуты не сомневалась в том, что это надо сделать, – говорит Наталья. – Хотя бы потому, что это будет какой-то официальный документ, который я смогу предъявить оккупационной власти. Тем более, в Крыму многие были против и референдума, и присоединения к России. И то, что данные того референдума подтасованы, – сомнения нет. К тому же, это незаконное мероприятие. В Симферополе очень много людей, которые или вовсе не ходили голосовать, или голосовали против, а после были очень удивлены результатом такого "волеизъявления".

"Смотрю на своих знакомых и понимаю, что большинство из них не могли голосовать за присоединение к России. Поэтому мы и пишем такие заявления на сохранение гражданства Украины. На них не ставят печати, но данные вносятся в какой-то реестр. Мне кажется, если мы все сейчас пойдем и напишем такие заявления, то будет видно, что 97% крымчан (как говорит официальная статистика - ред.) не голосовали за присоединение к России. Своими заявлениями о сохранении украинских паспортов, возможно, в будущем мы поможем Украине в вопросе обращения в международные суды, дабы обжаловать насильственное присоединение. Больше я не вижу никакого способа Крым вернуть Украине, как бы сильно мне этого ни хотелось", - рассказывает она.

Наталья вспоминает, как в социальной сети увидела информацию, что у крымчан появилась возможность написать заявление. "До того я обращалась в паспортные столы и мне говорили, что никакой инструкции чтобы начать этот процесс, не поступало (сегодня отказаться от гражданства РФ можно в Севастополе, Симферополе, Белогорске и Бахчисарае). Однажды паспортистка мне нахамила: мол, вы иностранцы в Крыму, так собирайте вещи, и до свидания... Фейсбук подсказал, и я пошла. Честно признаться: не ожидала увидеть столько людей. Я пришла в девять утра. Там уже была очередь, - говорит крымчанка. - Мы решили составить список – приходили все новые люди, кто-то даже пытался пройти без очереди. Так пошла одна девушка, люди возмутились, почему так происходит, а та сказала, что она из прокуратуры… Так я дождалась обеденного перерыва с 13.00 до 14.00. Прием вел один человек, который работал очень медленно. Такое складывалось впечатление, что это так специально. Надо было зайти в кабинет, ведь только там можно взять бланк заявления, в других местах его нигде нет, заполнить его. Мы попросили, чтобы нам дали такой, дабы можно было его заполнять уже в коридоре, таким образом, ускорить очередь – лично пошла на рынок и сделала копий тридцать".

"Потом человек, принимающий документы, долго рассматривал все бумаги, заносил в какую-то книгу личные данные, на ксерокопиях ставил печати, что они сверены с оригиналом, выписывал справку об отказе от российского гражданства. Люди из Ялты жаловались, что они приехали без ксерокопии свидетельства о рождении – в предыдущий день она была не нужна, а теперь требуют. Они вынуждены возвращаться за документом. На мои вопросы, почему в паспортных столах нет никакой информации, куда надо обращаться, чтобы оставить паспорт гражданина Украины, и почему нигде не указан список документов, чтобы сократить очереди, мне ответили, что их служба не уполномочена оглашать подобную информацию", - рассказала она.

По национальности Наталья - русская. Родилась в Алтайском крае. "Мужчина, который принимал мое заявление, очень удивился, почему это я, русская, и хочу оставить гражданство Украины, – продолжает она. – А для меня Крым – это Украина. Я считаю, что мы сейчас живем на оккупированной территории. Мне не понятна радость крымчан вследствие последних событий. Как они могут говорить, что вернулись на родину? Крым же был украинским почти шестьдесят лет, и за это время тут успело родиться два поколения людей. Крымчане жили в Украине. Пользовались всеми благами. И никогда у них не возникала мысль, что они живут у кого-то в гостях. Помните, как в сказке: у лисички была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Так вот, у меня такое ощущение, что лисичка дождалась момента и выгоняет зайчика из своей избушки. Для меня это даже не предательство, а какой-то цинизм. Возможно, Украина правильно делает, что разрешает двойное гражданство, но мне кажется, каждый для себя должен решать, где он: здесь или там".

"Чувствуем ли мы тут поддержку из Киева? А какая она может быть? – удивляется Наталья. – Когда на Майдане стояли ребята, погибали и за меня тоже, а я тем временем сидела в этом замечательном теплом Крыму, чувствовали ли они поддержку из Крыма? Каждый делает то, что может и должен делать. Я должна выполнять свой гражданский долг, как украинка. Единственное, есть, что пугает. Например, мой ребенок летом получает паспорт гражданина Украины. Я уже узнала, что он может сделать это "на материке". Но как он будет учиться в следующем году в школе? Это же будет российская школа… Нам бы не хотелось получать российское образование. Возможно, украинское министерство образования сделает что-то для того, чтобы ребята, которые доучиваются в школе последние несколько лет, могли получить украинский аттестат. Мы же привязаны к Крыму. Мы не можем продать дом – БТИ вывезло все документы. Бросить имущество в Крыму и уехать мы тоже не можем. И почему я вообще должна уезжать? Сейчас хотелось бы, чтобы власти Украины каким-то образом доносили объективную информацию в Крым, отвечали на наши вопросы".

Наталья - бизнесмен. С ее слов, среди знакомых, которые занимаются предпринимательством, все рассуждают, как она: Крым – это Украина.

"Кто рассуждает иначе? Есть такие люди, которых мы называем нахлебниками. Они все время привыкли от кого-то чего-то ждать, – рассуждает женщина. – Например, туристического сезона. Тогда можно сдать свою квартиру, а потом всю зиму жить на эти деньги. Пенсионерам тоже пообещали более высокие пенсии. Многие ждут, что на них с неба какая-то манна свалится. Мне кажется, что если завтра Америка многим пообещает, что даст в два раза больше, они побегут за ней. И таких, кто надеется на кого-то, на какую-то помощь извне, в Крыму половина. Некоторые говорят прямо, что Путин за них все решит: нагонит сюда толпы отдыхающих, заполнит санатории... Те же, кто привык работать и зарабатывать, знает, что всего надо самим добиваться, понимает, что российская оккупация сильно ограничивает возможности. Весь мир там, в Украине. А мы живем на полуострове, со всех сторон окружены водой. Путь через Керчь… Это просто смешно для человека, который сядет и посчитает. С нового года у нас на полуострове будут действовать российские законы. По ним отношения с Украиной – внешняя экономическая деятельность. А весь бизнес Крыма завязан на Украине. Что мы тут можем делать? Покупать и продавать. Ничего не изготавливаем. Поэтому у нас и тесные связи с Одессой, которая для нас будет заграницей. Цены на то, чем мы торгуем, взлетят. Надо же понимать, что есть предел тому, что будет Россия дарить Крыму! Повысят пенсии. Так и цены уже выросли почти в два раза. А если еще добавить транспортные расходы и таможенные сборы, то цифры получатся невеселые. Надо же понимать, что "золотой дождь" с неба не пойдет".

"Если бы я была на материке, отдыхать в Крым я бы в этом году не поехала. Даже из принципа, – говорит Наталья. – Получается, что люди, которые каждый год встречали украинских туристов, улыбались им, сегодня называют их бандеровцами. Например, мы с ребенком ездили на Майдан во время его зимних каникул. Так по возвращении в Крым, его тут называли Бандерой, предателем, фашистом. Но сын справился. Я ему сказала, что такая жизнь, надо отстаивать свои убеждения, закаляться. Никто же не говорил, что будет легко…"

Надо сказать, что Наталья все-таки решила продать свой дом в Симферополе. "Немного о грустном. Продаем свой любимый домик в Симферополе. Сами знаете почему…", – написала он в соцсети.

История вторая. "Российский паспорт пока не планирую получать. У меня сложная ситуация – почти все родные живут в Киеве"

"На каком языке Вам удобно? Я могу по-украински", – говорит Петр Васильевич из Алушты. Он бывший военный, сейчас - пенсионер. Но при этом просит не называть его фамилию. Мы соглашаемся и продолжаем разговор. "Я крайне отрицательно отношусь к тому, что Крым переходит в состав России, – говорит он. – Если бы у России были какие-то претензии, учитывая договоренности 1991 года, то надо было их тогда предъявлять. Но все же признали границы после распада Союза. Хотя Крым никогда не был украинским. Только считался территориально. А настроения людей, их отношение всегда были пророссийскими. Некоторые даже говорят: что это вообще за государство - Украина? Даже если взять вот этот референдум, часть была фальсификация, но, на самом деле, большинство жителей Крыма пошли голосовать за присоединение к России. Даже у себя в коллективе я один такой, который против того, чтобы Крым был российским. Все остальные вспоминают какие-то екатерининские времена".

Почему так происходит, Петр Васильевич объяснить не может. "Некоторые настаивают, что до 1954 года это была территория России, что это Хрущев что-то придумал. Они забывают, что никто из них не жил в России. А в 1954-м то было же не одного Хрущева решение, а всего Верховного совета…".

"Я не ходил голосовать", – говорит Петр Васильевич. Оказывается, мужчина родом из Киевской области, но уже более тридцати лет живет в Крыму. "И паспорт российский пока не планирую получать, – утверждает он. – У меня сложная ситуация – почти все мои родные живут в Киеве, в Крыму только сын и жена". Жена крымчанина – россиянка. В семье в последнее время периодически возникают споры международного уровня. "Но украинский паспорт можно оставить в любом случае. Россияне не забирают его и даже никаких отметок в нем не делают, – говорит Петр. – В России разрешено двойное гражданство. У нас – нет. Я слышал заявление нашего киевского руководства, что крымчанам разрешено будет иметь двойное гражданство. Слухи слухами, а проекта соответствующего решения никто не видел – принимают там всякие дурацкие законопроекты, а не те, над которыми надо работать сейчас. Надо было бы написать закон о местных референдумах, и закрепить в нем, что можно на них выносить, а что нет".

Крымский пенсионер утверждает, что сейчас в Крыму мало что изменилось – вот только зарплату и пенсию начали в рублях выдавать: "Цены на продукты повышаются. Но они же привязаны к доллару, который, как и во всей Украине, вырос. Все у нас есть. И бензин тоже. И не закончится он. Насколько я слышал, уже с мая будут поставлять нам свой через Керченский пролив. По российским ценам. Сейчас же цены на бензин, как в Украине, повышаются. Ажиотажа нет, как в первые дни, когда все ринулись наполнять не только баки, но и канистры. Вот проезжаю мимо заправки – 95-й бензин – 14,49 гривны".

"Если бы даже и не было Майдана в Киеве, все равно в Крыму что-то, да и произошло бы. Майдан был только поводом для действий самопровозглашенной власти, – уверен житель Алушты. – Все эти события были запланированы еще раньше. Думаю, не без участия извне. Я внимательно смотрел первое интервью Путина, который рассказывал, что в Крыму не российские войска, в то время как капитан с круглым лицом и узкими глазами признался, что он военный РФ. Задуматься надо было тогда, когда речь шла о продлении аренды Черноморскому флоту России до 2042 года".

"Крым никогда не вернется в Украину. Не будет такого! Дело в том, что все международные санкции на Россию не действуют. Если представить, что в свое время Венгрия или Румыния вторглись бы в Югославию, то для них бы европейские санкции значение имели. Еще месяц-два в мире поговорят об аннексии Крыма и забудут. К тому же, у Запада есть интересы в России. Главное, чтобы на юго-востоке Украины все не переросло в гражданскую войну. В Крыму такой сценарий невозможен. Здесь уже такие стратегические планы! Обещают пенсии в два раза больше, зарплаты в три раза больше. Нашему же народу, в том числе и в Крыму, идеалы, патриотизм – понятия не известные. Когда жрать нечего, берут то, что им дают. Я вообще стараюсь меньше общаться на тему отделения Крыма – меня не понимают".

История третья. "В свое время я отказывалась от российского гражданства, чтобы получить украинский паспорт"

Ольга из Севастополя (молодая девушка тоже просила не называть ее фамилию) родилась в Санкт-Петербурге, но долгое время живет в Крыму. Ольга говорит, что примет российское гражданство. "Выхода то нет. Я – госслужащий. У меня маленький ребенок, – рассказывает она "Главреду". Мне не интересны были эти все переформации, политические игры, но я не могу оставить в Крыму свою маму, все, что у меня есть, и куда-то уехать в другую страну. Мой ребенок должен пойти в школу. Мы собирались идти в этом, так как дочке 6 лет, но в России же идут в школу с 7 лет, поэтому пока мы не знаем, как быть". При этом Ольга говорит, что ей уже предложили уволиться по собственному желанию. "Потому что нашу организацию ликвидируют – некоторые органы в российском законодательстве не предусмотрены. Поэтому лично моя судьба как специалиста, в подвешенном состоянии", – беспокоится она.

Крымчанка вспоминает, как во время мартовских событий у нее под окном появилась свастика, плакаты с требованиями отделиться от Украины и зеленые человечки. "Я считаю, то были крайности, – с одной стороны. С другой стороны… сейчас говорят о принуждении. Когда в Крыму работали все телеканалы, в том числе украинские и крымскотатарский, мы могли хоть как-то сопоставлять информацию, делать выводы самостоятельно. Но потом нам их отключили. Остались только российские. Остальные могут смотреть те, у кого спутниковое телевидение. У вас же наоборот – нет российских каналов, а есть только украинские. Они говорят о принуждении, мол, Россия нас заставила отделиться от Украины. Но такого не было. И у нас никто не стрелял. Никто никого не провоцировал. В Украине же рассказывают всякое, что мы тут ели друг друга… Такой кошмар до нас доходил! Беспорядков у нас нет, и не было. С кем из украинских военных я ни общалась, или уволились сами, или сдались. Говорят, что было даже так, что последние пришли и сказали: "Берите нас, мы не хотим крови". Севастополь всегда был пророссийски настроенным. Люди верят, что они возвращаются домой".

"Вся моя семья из Ленинграда, – продолжает Ольга. – В свое время я отказывалась от российского гражданства, чтобы получить украинский паспорт. Теперь получается, что я должна принять то гражданство, которое у меня было. Но у каждого своя ситуация. Кто-то считает себя прорусским. Они рассказывают какие-то истории, как все эти годы они собирались и отстаивали свое право вернуться. Но понятно, что это все немного надуманно. Я никогда не видела тут фашистов, а российские флаги в Севастополе были всегда".

Ольга надеется на лучшее, но она одна из тех, кто признает: крымчане думают, что вот-вот будет "манна небесная": "Обещано было много. Но, как правило, никто столько не получит. Даже половины. Конечно, опасения есть. С другой стороны, всегда бывают переходные периоды, стабилизационные, в результате которых все как-то восстанавливается и формируется. Ажиотаж после референдума спал. Сейчас люди обеспокоились другими вопросами: что будет с работой, ценами…"

"В Украине мне жилось хорошо, – продолжает Ольга. – У меня были свои планы. Конечно, в Украине, как и в любой другой стране, есть сложности, но мы же все приспособились. И не только в Крыму. Я очень люблю украинский язык. Мне нравится наше телевидение. Я не могу сказать, что я патриот до глубины души, но мне было комфортно жить в этой стране. Я была в безопасности. Я понимала, что перспективы для развития есть. Сейчас я не знаю, кем и где я буду в новой стране. За все политические игры расплачивается народ. От этого мне некомфортно. Сначала мне было важно отслеживать ситуацию – я смотрела новости, но когда отключили украинские каналы, я перестала смотреть новости. Наверное, это такая степень защиты: не смотреть и не поддаваться на провокации… Моя мама больше россиянка. Она часть сознательной жизни провела в Ленинграде. Ей Россия ближе. И у нее возникли какие-то патриотические чувства. Мои близкие тоже ближе к России. Я не знаю, чем сформировано это мнение – внутренним призывом или навязыванием, но это так и есть. Их никто не заставлял, они так думают. Точнее – они думают, что так думают. Сегодня я остаюсь со своим городом. Как и большинство здесь".

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять