"Никто не будет слушать хвалебные речи из Кремля": крымские татары о годовщине депортации

15 мая 2014, 15:01обновлено 3 августа 2018, 01:06
7643
Крымские татары перед траурной датой поделились воспоминаниями о трагедии.

Крымские татары говорят, что не будут слушать хвалебных речей

В День памяти жертв депортации крымских татар, 18 мая, на улицы Симферополя выйдут десятки тысяч представителей коренного народа полуострова. Представители крымских татар хотят верить, что все пройдет мирно, но не исключают провокаций.

Некоторые уже сравнивают сегодняшние события в Крыму по отношению к крымским татарам с депортацией 1944-го, поговаривая о второй волне. "Только в 1944-м была массовая мясорубка, а сейчас пытаются влиять точечно на каждого", – говорит одна из собеседниц "Главреда".

видео дня

"Умерших выбрасывали из вагонов. Никого не хоронили. Они становились добычей бродячих животных"

Алим Алиев

Крымский татарин Алим Алиев уже шестой год живет во Львове, а его родители и близкие – в Крыму. Парень – один из организаторов общественного движения "Крым SOS". В разговоре с "Главредом" Алим на отличном украинском вспоминает, что тема депортации звучала в их доме всегда.

"Я слышал о ней с детства из уст моих бабушки и дедушки, – говорит Алиев. – Я даже записал интервью со своей бабушкой. Она училась в Ялте, а жила в поселке недалеко от Бахчисарая, откуда ее и депортировали. Бабушка вспоминает те события со слезами на глазах, ведь тогда погибло очень много наших родственников. В 1944-м ей было семнадцать лет. Поэтому помнит все хорошо. Рассказывала, как за несколько дней до трагических событий в их дом пришли советские солдаты, проводили что-то похожее на перепись населения. Моя прабабушка даже их накормила. А ночью 18 мая эти же солдаты пришли выселять крымскотатарские семьи. Сказали, что у людей есть только 15 минут на сборы. Можно было брать минимум вещей. Бабушка рассказывала: "Никто не знал, куда нас ведут. Привезли на местное кладбище. Думали, расстреляют". Причин никто не объяснял. Пока всех собирали, бабушка вырвалась и побежала домой. Прибежала и увидела уже заколоченные окна и двери. У нее был любимый патефон. Вместе с братом они прорвались и украли его в своем же доме".

18-20 мая 1944 года почти все крымские татары были вывезены с территории полуострова. По разным данным, от 183 до 188 тысяч человек. Поездами, в товарных вагонах. Конечная станция – Узбекистан и прилегающие районы Казахстана, Таджикистана. Принудительный переезд официально обосновывался некими "фактами" участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне Германии во время Второй мировой войны.

"Бабушка жива до сих пор, а через год ей будет 90 лет, – рассказывает нам свою историю Лейла Муслимова, – Соответственно, в 1944-м она была взрослым ребенком. Бабушка рассказывала, как солдаты красной армии пришли за ними в начале четвертого утра, когда у людей самый крепкий сон, как сказали мигом собираться, как проверяли, чтобы у каждого человека не было перегруза. Погрузили людей в грузовики, а с них перевели в вагоны для перевозки скота. Во время пути, а он длился, наверное, больше месяца, потому что мою бабушку привезли аж на Урал, где она ребенком должна была валить деревья, все время в дороге кормили протухшим рыбным супом, чтобы у людей возникала жажда. Но воды не давали. Люди умирали от жажды. Умерших выбрасывали из вагонов. Никого не хоронили. Они становились добычей бродячих животных. На небольших остановках многим даже не давали выходить из вагонов. Составы поливали из шлангов – так люди получали хоть капельки воды".

"Мою бабушку привезли в Узбекистан, – продолжает Алим. – И там была территория гетто. Крымских татар поселили в огромные бараки, похожие на сараи. Санитарные условия были ужасными. Не было питьевой воды. Воду пили из арык. Именно из таких каналов в Средней Азии поливают огороды. В них фактически дождевая вода. Грязная. Именно вода становилась причиной смерти множества людей. Крымские татары умирали от тифа. В то же время, каждого из них каждый день переписывали, чтобы знать, что никто не сбежал".

В 1967-м Указ Президиума Верховного Совета СССР признал, что "после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации, факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма". А в 1989-м депортация крымских татар была осуждена и признана незаконной и преступной.

"Мои родные вернулись одними из первых, в 1989 году, – вспоминает Алим Алиев. – Родителям не разрешили поселиться в Симферополе. Поэтому они купили дом на пути к Сакам. После депортации в дома моих дедов и бабушек пришли совершенно чужие люди. Там они живут до сих пор. Сделали за эти годы какой-то минимальный ремонт. Мой дед шутил, что со времен его отъезда даже забор не поменяли. У пришельцев менталитет не хозяев, а гостей".

В 2009 году в Крыму была объявлена общественная акция сбора свидетельств депортации крымских татар "Унутма" ("Помни"). Руководит ею брат нынешнего главы Меджлиса Рефата Чубарова Эльведин.

"Я вхожу в состав комиссии Курултая, созданной в 2005 году, по изучению геноцида крымскотатарского народа, – рассказывает нам Эльведин Чубаров. – Она собирает и изучает документы и воспоминания, касательно депортации крымских татар и проживания на чужбине. В 2009 году было объявлено о начале акции "Унутма". Было собрано 410 воспоминаний очевидцев, которые рассказывали, как происходило выселение, этапирование к местам выселки, о трагедиях, которые развернулись в местах спецпоселений, преимущественно до 1956 года".

"Крымские татары не будут слушать хвалебные речи, написанные в Кремле"

"В память о трагических событиях 1944 года 18 мая в Симферополе обычно проходит большой митинг, который собирает крымских татар независимо от политических и других взглядов, – говорит Эльведин Чубаров. – В этом году предполагалось, что митинг будет посвящен Украине, должны были приехать гости из разных стран. Но так как мы живем в условиях аннексированных территорий, то я не знаю, кто сможет приехать из-за рубежа. Но крымские татары, безусловно, придут. И митинг будет многочисленным. Обычно выходит 20-30 тысяч, но, думаю, на этот раз нас будет больше. Самым многочисленным был митинг в 1999 году, тогда накануне 18 мая крымские татары провели массовые акции по защите своих прав. Эта акция – дань жертвам депортации, напоминание и себе, и другим, что такая трагедия больше не должна повториться. Также это день единения перед новыми угрозами нашего времени".

Недавно мама с папой Алима Алиева приезжали к сыну во Львов. Говорят, что в Крыму им очень тяжело психологически: трудно видеть всю эту российскую символику.

"18 мая все выйдут на митинг, – уверен парень. – А если кто-то попытался бы запретить или ограничить, то выйдет еще больше людей. Понимаете, крымскотатарский народ очень маленький. Если посмотреть в глобальных масштабах, то 300 тысяч – это ничего. Но именно поэтому мы можем очень быстро мобилизоваться. А такие вещи, как дни памяти, очень объединяют. Тем более, среди крымских татар есть живые свидетели депортации. Эта историческая рана еще очень свежая. К тому же, ее снова пытаются открыть. Говорят о том, что возможна вторая волна депортации. Но крымские татары не будут массово выезжать из Крыма! Политика России по отношению к Меджлису сначала была тактикой подкупа – сделали язык региональным, раздали должности (даже фильму о депортации "Хайтарма" ("Возвращение") в России дали "Нику", – авт.), затем Путин увидел, что это не работает, и выбрал другую тактику – запугивания".

Лидер крымских татар Мустафа Джемилев, которого в начале мая пограничники РФ два раза не пустили на территорию Крыма (первый раз он хотел полететь в Симферополь через Москву, второй – въехать на полуостров на автомобиле) надеется попасть на свою историческую родину 18 мая. Если этого не произойдет, говорят эксперты, конфликтов не избежать.

"Если Мустафу-ага не пропустят в Крым, то это уже начало массового конфликта, ведь сценарий памятного митинга 18 мая не может не строиться вокруг личности Джемилева и его роли в истории крымскотатарского народа. Соответственно, если Мустафе-ага запретят въезд, радикализм среди крымских татар усилится. Очевидно, это вызовет недовольство среди российских националистов. Возможны столкновения и переход к открытому массовому конфликту", – уверен директор Института ближневосточных исследований НАН Украины Игорь Семиволос.

Сам Джемилев готов к возможным конфликтам.

"Возможно несколько сценариев, – сказал он на брифинге. – Первый – когда власть захочет провести этот день по своему формату. Это значит, что на трибуне будут присутствовать представители оккупационной власти, будут зачитывать слово Путина о том, как он беспокоится о крымских татарах, как им будет хорошо при российской власти. В таком случае не исключаем эксцессов, когда трибуну будут забрасывать яйцами или чем-нибудь, что попадет под руку, и, соответственно, будут вмешательства силовых структур. Возможно, будут провокаторы, которые выльются в демонстрации, где соберется 30-40 тысяч человек с российскими флагами, тогда также не исключаются эксцессы и вмешательства силовых структур. Третий вариант, когда крымские татары выйдут с национальными флагами и украинским флагом, а российская власть бросается на этот флаг, как быки на красную ткань".

Лейла Муслимова

Лейла Муслимова долгие годы работает в представительском органе крымскотатарского народа и является помощником народного депутата. Она - одна из трех женщин, пострадавших при снятии украинского флага со здания Меджлиса 21 апреля.

"18 мая для нас скорбная дата, – говорит Лейла "Главреду". – Будет минута молчания, затем митинг с выступлениями лидеров Меджлиса, диаспоры и представителей местных властей, которые в предыдущие годы приходили. 70-я годовщина – круглая и важная дата, учитывая, что мы находимся сейчас в непростых условиях, в фактически оккупированном Крыму. Точно неизвестно, какой сценарий со своей стороны предложит крымская власть. Темиргалиев (нелегитимный "вице-премьер" Крыма - ред.) озвучил, что пройдет все в обычном порядке: будет общенациональный день траура, будут присутствовать представители властей из Москвы, чиновники из Татарстана".

Муслимова продолжает: "Безусловно, крымские татары, как сказал Мустафа Джемилев, не будут слушать хвалебные речи, написанные в Кремле и ниспосланные на восприятие крымско-татарским населением, потому что генетическая память крымскотатарского народа не сможет выдержать спичи кремлевской власти, преемницы страны, руководство которой является одними из виновников депортации 1944 года. Поэтому очень страшно думать, что 18 мая возможны какие-то эксцессы, и особенно если они связаны с последующими трагедиями и жертвами".

"И я как крымская татарка, мои родители, родственники, друзья выйдут отдать дань памяти жертвам депортации, увидим, что и как будет. Но пример недавних дней, 3 мая, когда у нас проходил Хадерлес – национальный праздник весны, показал сплоченность крымских татар, и что невозможен пир во время чумы. Люди массово поехали на границу встречать своего лидера Мустафу Джемилева. Те, кто хотел отпраздновать праздник, они это сделали и в тот день, и на следующий: в этот день крымские татары едут в места своего исторического происхождения – в деревни и города, откуда родом их предки. И если самопровозглашенная власть обладает каким-то уровнем политической культуры и политического сознания, они должны исключить провокации. Но события последних двух месяцев доказывают обратное: представители, так называемой, крымской самообороны, представители местной власти являются самыми первыми провокаторами межнациональных и межличностных отношений", - уверена она.

Надо сказать, что после 3 мая, когда тысячи крымских татар, прорвавшись через границу, выехали встречать Мустафу Джемилева, органы крымской прокуратуры и полиции стали давить на них. Это продолжается и сейчас. Был избит представитель Меджлиса Абдураман Эгиз. Также от рук нынешнего представителя крымской "самообороны" и бывшего "беркутовца" пострадал Эрнест Умеров. Первый якобы пожелал купить у крымского татарина дом, но Эрнест отказался продавать, и был избит.

Также за поездку 3 мая людям приходят повестки, по некоторым делам уже состоялись судебные заседания, в результате которых с людей требуют выплаты штрафов в размере примерно трех тысяч гривен, за то, что они якобы являются участниками и организаторами массовых акций протеста. К тому же, в адрес председателя Меджлиса Рефата Чубарова, который тоже ездил встречать Джемилева, было вынесено предупреждение, и он не исключал, что за ним могут последовать задержание и арест.

Сейчас даже не допускают мысли о новой волне депортации крымских татар. "В 1944-м была массовая мясорубка, а сейчас пытаются влиять точечно на каждого. А у участников событий 3 мая на Турецком валу, среди которых было много молодых девушек и ребят, не исключают, что в ближайшем будущем их будут вылавливать на дорогах, ведь номера их машин были зафиксированы. У них уже сохранены номера их адвокатов. Ими движет не страх, а желание обезопасить себя и свои семьи, – говорит Лейла Муслимова. – Знаете, мне скоро будет 33 года, и когда я вспоминаю эти факты депортации, у меня возникает комок в горле. И когда я вижу, как моя бабушка кушает, хотя у нас, с Божьей помощью, можно сказать, изобилие, она обязательно всем своим детям говорит, что запасы муки, сахара, соли, масла должны быть. Люди, которые пережили и Голодомор, и депортации, все тяготы, которые вынуждены были увидеть со стороны советской власти, всегда находятся в режиме "будь готов!". И когда в марте произошла фактическая аннексия Крыма со стороны империалистической власти, и мои бабушки, и мои родители ночевали с документами. Поэтому, хотя нельзя желать другому чего-то плохого, но я желаю, чтобы люди, которые принесли нам беду, хотя бы на граммулечку пережили то, что пришлось пережить и украинскому, и крымскотатарскому народу, чтобы ощутить на своей шкуре, что такое быть в постоянном страхе, и иметь страх потерять родину".

"На днях были достигнуты договоренности между Меджлисом и властями Крыма. Это некий компромисс: крымские татары придут со своими национальными флагами, без украинских, крымские же власти разрешат проведение митинга и отведут подальше свои отряды самообороны, чтобы не было провокаций с их стороны", – говорит Эльведин Чубаров. На митинге не должно быть и российских триколоров.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять