ТВ-война: как российские СМИ ищут своих героев и врут об Украине

10 июня 2014, 01:50обновлено 3 августа 2018, 01:07
13005
Нескоько примеров манипуляций российских СМИ.

Российская пропаганда пока сильна

С тех пор, как в значительной части Украины были отключены российские телеканалы, жители нашей страны стали реже обсуждать продукты кремлевской пропаганды. Но если многие из нас не видят, как журналисты соседней страны обманывают, перекручивают факты, недоговаривают, используют подставных героев, то это еще не означает, что такой "правды" об Украине не существует. Тем более, российское ТВ сейчас включено во многих городах охваченного боевыми действиями Донбасса...

Нужный герой

…С экрана телевизора смотрят огромные глаза. По ту сторону – маленькое тельце, обвитое прозрачными трубочками. Это восьмимесячный Женя Езекян. Он – пациент детской больницы Славянска. Большинство детей эвакуировали в Краматорск еще несколько дней назад. Но не Женю. Малыш – сложный больной. У него – врожденное генетическое заболевание, при котором происходит нарушение развития нервных клеток спинного мозга, отвечающих за движения конечностей и туловища. Фактически не работают мышцы шеи и спины, дыхательные мышцы.

Женя Езекян

Почти всю свою жизнь Женя находится на аппарате искусственной вентиляции легких. Дышать самостоятельно он не может. Конечно, можно верить в чудо, но медики говорят, что вылечить мальчика невозможно ни в Украине, ни где-либо за границей, ему несколько лет может оказываться лишь поддерживающая терапия.

Женю не эвакуировали со всеми пациентами из Славянска, потому что для его транспортировки должен был приехать реанимобиль. В Славянске такого не было. Ближайшие машины находились в Донецке и Харькове.

Волонтеры и чиновники разных уровней несколько дней пытались организовать поездку. И это сделать удалось, даже несмотря на то, что послать спецтранспорт в Славянск, где хозяйничают террористы, почти невозможно – те изымают "скорые" для "нужд ДНР".

Харьковская журналистка и пресс-секретарь министра внутренних дел Арсена Авакова Наталья Стативко в социальной сети описала то, как за два дня был фактически организован коридор для эвакуации Жени Езекяна из Славянска в Харьков. Нашли не один реанимобиль, а целых два – в Харькове и Донецке. В обед среды, 4 июня, врачи были готовы ехать за малышом, несмотря даже на то, что им угрожала смертельная опасность. Украинские силовики предоставляли и охрану, и коридор. Договорились с мамой, что после эвакуации в Харьков (от Славянска ехать два часа), ребенка можно будет отвезти к их родственникам в Ростов (почти шесть часов в дороге). Даже представительницы общественной организации "Мамы за мир" выехали в Славянск, чтобы сопровождать мальчика, а если потребуется, встать живым коридором.

Сюжет о Жене Езекяне

Возможно, история восьмимесячного мальчика при других обстоятельствах никогда бы не попала в СМИ. Если бы не события на Востоке и не российские журналисты, активно работающие в зоне АТО. В детскую больницу Славянска они пришли за эмпатийным материалом о тяжело больном крохе, который "подвергается смертельной опасности со стороны украинских военных", и от которого "отказались наши чиновники".

И вот когда операцию по спасению Жени можно было начинать – медики надеялись, что боевики пропустят машину с больным ребенком - российские журналисты, работающие в Славянске, передали ультиматум: "Или наша сторона пропускает машину с Женей до границы, и его везут в Москву, или машина не выедет". "Мы уступили. 8-месячный мальчик со страшным диагнозом, с крайне тревожным прогнозом, в тяжелейшем состоянии нужен российской пропаганде. Отличный PR-ход: спасение больного ребенка из лап жидобандеровских фашистов!.. Завтра ожидаем массовой истерии в российских СМИ. Такая теперь война", – сказала Наталья Стативко.

Картинку, которую нарисовали эти представители средств массовой информации, а точнее, средств массовой пропаганды, плодотворно впитали российские зрители. Можно предположить, каким образом на этот сюжет реагируют россияне – у них появилось острое желание спасти Женю, а вместе с ним всех детей Украины.

Сюжеты о Жене Езекяне показали сразу несколько российских телеканалов. О нем же написали центральные газеты. В материалах врачи демонстрируют разбитые окна, рассказывают, как во время "обстрелов украинскими военными" ребенка накрывают матрасами, и что дорогостоящих лекарств хватит ненадолго. О маме же Жени говорят, что та не раз просила помощи у украинской столицы, "но там и слышать не хотят" о больном ребенке. Более того, украинские чиновники "потом начали выставлять условия, и, в конце концов, запретили покидать Украину".

Действительно, несколько дней назад в пресс-службе Минздрава не сразу отреагировали на наш вопрос о пациенте детской больницы Славянска. Пришлось даже отправить ссылки на сюжеты НТВ-шников и посты в социальных сетях. В управлении же охраны здоровья ДонОГА заверили, что со своей стороны они предлагали варианты эвакуации. Начинали с Краматорска, продолжили Изюмом и Харьковом. Более того, из своих источников нам стало известно, что машину с ребенком пропустили бы и сепаратисты…

Но мама, которой сначала было все равно, куда везти ребенка, лишь бы вывезти из горячей точки, потом наотрез отказалась от помощи украинской стороны. После встреч с российскими журналистами она написала письменный отказ от пребывания в Украине, и указала, что хочет, чтобы ее сына лечили в Москве.

Три дня семья ждала реанимобиль. Об этом нам сказал и отец мальчика Михаил. Приезд Жени, как и дальнейшую транспортировку на территорию России, организовывали журналисты телеканала НТВ. Правда, об этом в своих сюжетах медийщики сначала не говорили, а лишь намекали, что ребенка вот-вот должны "довезти туда, где безопасно, и где нет ежедневной бомбежки". То, что это место не в Украине, косвенно подтвердили в нашем Минздраве. В пресс-службу на днях звонили российские журналисты с требованием предоставить реанимобиль и безопасный коридор до границы. Представители ведомства тоже позвонили маме Виктории, а та ответила, что ей некогда разговаривать, что ребенком и так многие занимаются.

Сегодня Женя на территории России. Спаситель мальчика Савва Морозов уже подготовил материал о перевозке Жени в Ростов. Его показали в эфире в специальном выпуске "Чрезвычайного происшествия": Женю везут в машине, не подключая к аппарату искусственной вентиляции легких, врач, сопровождающий малыша, качает вручную до Краматорска, где маленького пациента переносят в другой автомобиль, который и перевозит его за границу.

Эстафету подхватили коллеги Морозова. Они до сих пор выходят в прямые эфиры и записывают интервью с врачами, которые говорят, что состояние мальчика, к счастью, стабильное, и что уже открыт благотворительный счет, куда каждый сможет перечислить средства, чтобы помочь продолжить лечение в России. Это означает – тему журналисты не оставят. Женя – уже герой выпусков новостей и нескольких программ. Он, как его успели назвать российские журналисты, – "образ необъявленной войны".

Вот только об одном долгое время умалчивали НТВ-шники: мальчик болен неизлечимо – российские врачи окажут ему такую же помощь, как и украинские.
Но сегодня о диагнозе не хочется говорить. Главное – жизнь ребенка. И она куда более важна, чем желание российских журналистов показать впечатляющую телевизионную картинку, после просмотра которой у россиян возникает то самое неуемное желание "защищать" украинцев.

Фальшивые свидетельства

Как показывает практика, не всегда российским телевизионщикам удается найти удобных героев, тогда приходится придумывать истории.

Вот, например, чтобы показать сегодняшние "переполненные" крымские пляжи "Первый канал" использует картинку 2011-го года, а для иллюстрации "использования" над Славянском вертолета ООН, агентство РИА Новости – фотографию из Кот-д'Ивуара.

Российские журналисты в своих Твиттерах выкладывают страшные кадры раненого мальчика в аэропорту Краматорска, а на самом деле, это погибший ребенок в Сирии. Известный актер Иван Охлобыстин постит фотографию "праздничных гуляний в Киеве по поводу избрания мэра", сделанную в прошлом году во время проведения гей-парада в Сан-Франциско. А чего стоила фраза, озвученная телеканалом "Россия 1", что украинская биатлонистка, олимпийская чемпионка Елена Пидгрушная работает снайпером в Славянске и "убивает мирных жителей"!

И даже когда удается почти официально уличить коллег в обмане, российская сторона ссылается на механическую ошибку. Так произошло, когда в эфире телеканала "Россия 1" в сюжете о ситуации под Славянском показывают кадры контртеррористической операции в Кабардино-Балкарии, а журналист "Вестей" говорит: "Каждый день продолжают гибнуть мирные жители. Недалеко от Славянска Нацгвардия расстреляла мужчину. Возле тела демонстративно оставив оружие, давая понять, что убили врага". После этого глава агентства "Россия сегодня", скандально известный Дмитрий Киселев, объяснил: "Это, может, была ошибка в компьютере. Или юные нимфы-монтажницы что-то неправильно взяли".

Но одно дело, когда подтасовываются факты, другое – если наши соотечественники соглашаются обманывать зрителей, играя героев телевизионных сюжетов.

"Свидетельница" боев из Запорожья

Не так давно телевиденье соседа удивило жителей небольшого села Терпенье в Запорожской области. Оказалось, на само НТВ попала секретарь местного кооператива Людмила Журомская. За несколько сот километров от зоны АТО она рассказывала журналистам, как во время стрельбы в Краматорске вынуждена укрываться в бомбоубежище – подвале собственного дома.

Сюжет о жительнице Запорожской области

"Этот дом построили еще мои бабушка с дедушкой, которые прошли Великую Отечественную войну, и они даже не рассчитывали, что этот вот подвал будет нам нужен как бомбоубежище", – говорит женщина. И самое интересное началось, когда в Терпенье приехали украинские журналисты, представившись россиянами, предложили Журомской заработать, та согласилась сниматься, но чуть позднее, мол, недавно у нее было много проблем, а в кадр отправила своего мужа...

"Беженцы" из Украины

Трудно забыть, как в середине марта Ульяновск тепло принимал "беженцев с Западной Украины". На вокзал вышли встречающие с плакатами: "Добро пожаловать!" и "Своих не бросаем". На перроне - глава семейства в пальто с меховым воротом, жена – с букетом цветов, дочь – дама с собачкой. Некий Сергей Латарцев говорил об "антиконституционном перевороте", "черной сотне", "фашистах", "бандеровцах", а еще о том, что решил перебраться в Россию еще до противостояния на Майдане, поскольку они с женой, будучи активистами Партии регионов в Костополе Ровенской области, подвергались преследованиям со стороны украинских националистов, в частности Сашка Билого (Музычко)…

Сюжет о "беженцах из Украины"

Видео из России увидели и бывшая жена Сергея, и множество знакомых. Первая воскликнула: "Вот чудеса! Мой бывший муж работал военруком в школе и вдруг стал авиационным инженером". Оказалось, несколько лет назад мужчина сначала исчез с семейной машиной, которая была в кредите, и драгоценностями, а потом взял кредиты, возможно, даже ограбил кассу местной ячейки ПР, в которой состоял. Жилья своего не имел, не был знаком с Александром Музычко… а в Россию поехал, чтобы просто заработать.

Придуманный "радикал из Правого сектора""

Скорее всего, заработал гонорар и фитнес-тренер из Киева Виталий Ковальчук. Его лицо появилось в сюжете LifeNews в качестве одного из "радикалов "Правого сектора" из Винницы, который приехал на Восток дестабилизировать ситуацию и участвовал в атаке на мирных граждан у блокпоста.

 / Скриншот



В социальных сетях сейчас можно встретить сообщения о том, как российские журналисты предлагают заплатить за непыльную работу. И можно предположить, что не все станут отказываться в военное время…

Объявление в соцсетях

Видео: Youtube, Вести.Ru

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять