7 июля Лефортовский суд Москвы продлил арест украинскому режиссеру Олегу Сенцову, обвиняемому ФCБ России в терроризме. Задержанных в Крыму украинских активистов содержат в московской тюрьме и не пускают к ним украинских дипломатов, утверждая, что все четверо являются гражданами России.
Олег Сенцов настаивает на украинском гражданстве и предупреждает об отсутствии суицидальных настроений
Олег идет по коридору в наручниках. Его заводят в зал суда. Широкоплечий следователь в белоснежной рубашке говорит, что Сенцов совершил "преступление террористической направленности, в том числе ему инкриминируется создание террористического сообщества". Потерпевшими признаны Симферопольское отделение партии "Единая Россия" и общественная организация "Русская община Крыма".
Кинорежиссера задержали в мае в Крыму. По утверждению ФСБ, во время обысков у него нашли взрывчатку, оружие, каски и противогазы. После ареста родные Олега о нем ничего не знали. О том, что Олег находится в "Лефортово", адвокату и родственникам (в Симферополе у Олега жена и двое детей; младший ребенок – девятилетний аутист) стало известно спустя почти две недели. Но и тогда встретиться с режиссером никто не мог. Родные считают, момент встречи оттягивали, чтобы скрыть следы побоев. Это подтверждает и сам Сенцов. Его адвокат говорит о деталях: на голову надевали полиэтиленовый пакет, душили до обморочного состояния, угрожали убийством.
В отношении Олега возбуждено дело по ч. 2 ст. 205 (теракт), ч. 2 ст. 205.4 (организация террористического сообщества) и ч. 3 ст. 222 (незаконный оборот оружия) УК РФ.
"Я никогда не являлся участником "Правого сектора", – говорит Сенцов из-за решетки. – Я никогда не организовывал никаких террористических групп на территории Крыма. Я не признаю себя виновным. Мое дело сфальсифицировано и является политическим. Оно основывается на показаниях двух подозреваемых, которые были получены под давлением. От них они не могут отказаться. Им обещаны маленькие сроки. Меня тоже пытали. Я был задержан 10 мая. Перед официальными допросами в здании СБУ Симферополя меня пытали и унижали с целью получения показаний по руководству Майдана и Украины, что они якобы были заказчиками этих преступлений. Я отказался, и мне сказали, что квалифицируют организацию (теракта – Ред.), последует более серьезное наказание. Я хочу заявить, я не планирую мыть окно в своей камере в "Лефортово" и курить на шестом этаже следственного комитета, совершать другие действия суицидального характера, потому что угрозы мне по этому поводу поступали. Также хочу высказать протест против лишения гражданства Украины – я был и являюсь гражданином Украины. Я не признаю аннексии Крыма и военного захвата. Любые договора, которые заключает нелегитимное "правительство", считаю недействительными. Я не крепостной – меня нельзя передать вместе с землей. Никаких заявлений о смене гражданства я не писал".
Сенцов также уточняет, что за сутки до ареста знал о нем. Ему звонил Геннадий Афанасьев – тоже арестованный и подозреваемый в терроризме, и приглашал на встречу, на которую Сенцов не пошел – понимал, что звонок был совершен под давлением. Но Олег остался в городе – все это время до ареста пытался помочь крымским активистам. Дело в том, что Сенцов, действительно, был участником событий на Майдане и активистом Автомайдана. Друзья рассказывают, как в конце марта одному из украинских полков в Крыму приказали за шесть часов освободить квартиры в общежитии: Олег за полдня собрал деньги и нанял несколько автобусов, чтобы вывезти семьи военных с детьми из пригорода Севастополя на материковую часть Украину.
"У нас вся ситуация была завязана на избрании меры пресечения, – говорит "Главреду" московский адвокат Сенцова Дмитрий Динзе. – Дело в том, что в соответствии с переходными положениями, судья, который избирал меру пресечения, должен был иметь российское гражданство на момент судебного заседания 11 мая 2014 года. Так же гражданкой России должна была быть прокурор Наталья Поклонская. А у них не было такого – соответственно процесс по избранию меры пресечения был нелегитимным. Кроме всего прочего и адвокат, и прокурор должны были сдать экзамен на знание российского законодательства. Я сомневаюсь, что такие были сданы Поклонской и адвокатом, который представлял интересы Сенцова на момент задержания. Было заявлено ходатайство, чтобы данные сведения были истребованы. Но суд отказал, указав, что он не может контролировать первую инстанцию. Хотя обязан проверять законность и обоснованность вынесения предыдущего решения, основываться на это. Сенцов так же не гражданин РФ. Он не писал заявление и не получал паспорт. Единственный документ, подтверждающий его гражданство – паспорт гражданина Украины".
Судья Елена Галиханова выносит решение: Олег Сенцов остается за решеткой еще на три месяца – до октября. Слышно, как из зала кто-то выкрикивает: "Слава героям Майдана! Смерть фашисткой империи Путина!". Сенцов выходит из зала, идет по длинному узкому коридору под аплодисменты и отвечает: "Героям слава!"
Адвокат Динзе говорит: апелляционное заявление уже готово – его надо только подать. Следующее заседание может состояться в течение месяца.
"Я ничего не понимаю в судах, впервые в жизни вижу человека в клетке в окружении черных клоунов в надетых на голову носках, но, по-моему, судьи и следователь выглядят обоср*вшись, понимают, что все разваливается и они сделали глупость, арестовав режиссера. В перерыве в столовой с ужасом обсудили c коллегами, что было бы, не сними Сенцов фильм, и не встань на его защиту толпа Михалковых-Каурисмяки", – пишет на своей странице в соцсети журналистка, родившаяся в Симферополе и живущая в Москве, Инна Денисова.
Сенцов – режиссер двух фильмов. Первый – "Геймер" снял за собственные деньги. Лента попала в программу Роттердамского кинофестиваля и получила награду на фестивале в Ханты-Мансийске. Второй – "Носорог". Работу над ним Сенцов только начал. Бюджет фильма – 1 миллион долларов, 43% суммы выделил Кабмин Украины.
И, действительно, об освобождении Сенцова говорят как украинские актеры и режиссеры, так и звезды мирового масштаба, например, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси и Кен Лоуч. Также свое мнение высказал друг Путина – Никита Михалков. Министр иностранных дел Павел Климкин отреагировал в твиттере сразу после решения суда от 7 июля: "Украина не оставляет своего гражданина. Будет продолжать бороться за его свободу".
Вместе с Сенцовым в Крыму были задержаны еще трое украинцев: Геннадий Афанасьев, Алексей Чирния и Александр Кольченко. Их тоже ФСБ назвала активистами "Правого сектора" и обвинила в организации терактов в Симферополе, Ялте и Севастополе, поджоге офиса партии "Единой России", уничтожении железнодорожных мостов, линий электропередач.
Ныне известно, что Афанасьев и Чирния написали признательные показания, возможно под давлением, давши свидетельства против Сенцова. Кольченко свою вину, как и Сенцов, отрицает.
"Он фактически не знаком с Сенцовым, – говорит адвокат Динзе. – Поэтому его показания не приводятся, хотя свидетельствовать он может против кого угодно".
"По слухам, "органы" утверждают, что Саша был с другими арестованными в связке, – сказал нам друг Кольченко, тоже Александр. – Я не знаю об обстоятельствах ареста и деталях обвинений, но могу точно утверждать: он не был членом никакого "Правого сектора". Это полная чушь! Да, Саша считается активистом – в студенческие годы был участником студенческого профсоюза "Студенческое действие" и экологических протестов, но это ничего не доказывает". Известно, что Кольченко выходил на митинги в поддержку целостности Украины в Крыму.
Кольченко, как и Сенцова, также считают гражданином России. Поэтому ему отказали во встрече с консулом Украины в России. Мотивация такова: поскольку Александр в течение месяца с момента присоединения Крыма к России не написал заявление об отказе от российского гражданства, он "автоматически" стал гражданином РФ. При этом паспорта гражданина РФ, для оформления которого нужна личная подпись, Кольченко тоже не имеет.
Мама Александра, Лариса сейчас находится в Крыму. Она в телефонном разговоре немногословна – есть основания считать, что беседы прослушиваются: "На днях был суд – арест продолжили до 16 октября. Это все, что я знаю от адвоката. Чувствует он себя нормально".
Лариса говорит, что с момента ареста она сына не видела, собиралась поехать в Москву, но адвокат предупредила: встречу не разрешат. "Вот я осталась. Жду", – говорит мама.
У семьи Александра нет финансовых возможностей оплачивать работу адвоката в Москве – задержанный содержал семью, поэтому родные просят о помощи. Сам же Александр из "Лефортово" пишет письма друзьям, и надеется, что Украина не бросит своих граждан.
Министерство иностранных дел Украины 8 июля заявило, что требует от России немедленного освободить и вернуть в Украину Олега Сенцова и других заключенных украинцев.
Фото: screenplay.com.ua, Facebook Инны Денисовой
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред