StarsМода и красотаГороскопРецептыПриметыЗдоровьеПоздравленияКино и сериалыШоуЛайфхакиСонникЖизньПраздники

Битва за медреформу: готовы ли депутаты голосовать?

12 июля 2017, 06:15обновлено 3 августа 2018, 01:25
Сейчас бесплатной медицины в Украине нет. И средняя продолжительность в нашей стране это доказывает.

 / Главред

Не позднее четверга, 13 июля, народные депутаты должны проголосовать два законопроекта, необходимые для старта медицинской реформы в Украине. Если этого не случится, то изменения в отрасли здравоохранения будут отложены на неопределенный срок.

Памятник популизму

видео дня

В день согласовательного совет парламента в последнюю рабочую неделю накануне депутатских каникул у входа в Верховную Раду появилось кладбище. На импровизированных крестах в ведрах с песком — футболки с именами и возрастом: "Мария. 42 года", "Оля. 6 лет", "Филипп. 25 лет". Вокруг полиция и немногочисленные активисты. Они пришли показать не только такой себе "памятник жертвам медицинского популизма", но и призвать народных избранников проголосовать за законопроекты № 6327 и № 6604 — "О финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств" и "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно обеспечения государственных финансовых гарантий оказания медицинских услуг и лекарственных средств" соответственно. Оба находятся на согласовании в профильном комитете, а первый уже прошел первое чтение.

"Мы слышим от бюджетных паразитов и фарммафии, что пациентские организации состоят из пиарщиков, — говорит член одной из них Павел Паламарчук. — Вот взять мой пример — я пришел в организацию потому, что пять лет назад мне говорили, что я не доживу до августа 2012-го. Патология, которую у меня нашли, обнаруживается, как правило, на третьей или четвертой стадии. За это время я присутствовал примерно на двадцати похоронах и еще на столько же не доехал. После того, как заболел, я бросил свою бухгалтерскую роботу, начал узнавать больше, лечить себя по западным протоколам, конечно, консультируясь с профессорами. Я даже лекарства себе возил из Словакии, потому что к тому времени я не доверял медицинской системе в Украине. Так я стал волонтером и помогал людям с онкогематологией и другими сопутствующими заболеваниями, вступил в пациентскую организацию. Я понимаю, бесплатной медицины в этой стране нет. И средняя продолжительность жизни в Украине это доказывает — украинец живет в среднем 62 года".

Уже на площади перед зданием с большим куполом Паламарчук рассказывает, как полтора месяца назад потерял свою крестницу.

"Насте было всего четыре года. У нее обнаружили опухоль четвертого желудочка, задней черепной ямки, — вспоминает он. — Как только мы узнали, что это, попали в профильный стационар. Это было 24 апреля. Мы не теряли время, все делали вовремя, по протоколу. Но врачи сказали ждать. Оказалось, профессура в Институте нейрохирургии им. Ромоданова нас не может принять из-за выходных. Затем плановую операцию собирались сделать в конце месяца, когда профессора вернутся с конгрессов. Понимаете, в условиях третьего уровня стационара, где вокруг одни профессора, не смогли распознать то, что распознать в ЕС не составляет труда. Это была дисфункция шунтирующей системы. Ребенок не дожил два дня до операции. Я хорошо отношусь к нормальным врачам, но нам с Настей встретились настоящие твари, которые не оставляют мне выбора — мы будем судиться. Рано или поздно я их посажу. В том институте позитивной статистики вообще нет. За полтора последних месяца там похоронили восемь детей".

Медреформа, акция под Верховной Радой

Неоправданные надежды и невыполненные обещанья

"Мы живем в системе охраны здоровья, когда государство обещает гражданам в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медпомощь без оплаты, — говорит эксперт "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка. — В то же время, когда граждане приходят туда, то 95% медикаментов они покупают сами, а сколько они оставляют там в форме неформальных платежей, не известно никому. При этом государство использует бюджетные деньги таким способом, что они идут на содержание бюджетных учреждений, что средняя зарплата медицинского работника — 3 тысячи гривен. Соответственно сегодняшняя система охраны здоровья выглядит так: государство дает гражданам невыполнимые обещания, перекладывает их исполнение на головы медиков со средней заработной платой в 3 тысячи гривен. При этом у медика есть выбор: или быть нищим, или рэкетиром. То есть гражданин не получает никаких финансовых гарантий в нынешней системе охраны здоровья.

Что же прописано в правительственной концепции финансирования? Во-первых, государство отходит от пустых обещаний, и переходит к гарантированному пакету медицинских услуг. Во-вторых, государство постепенно отдаляется от бюджетного содержания медучреждений и переключается на закупки конкретных услуг. А где именно покупать эти услуги, определит сам пациент — таким образом, реализуется принцип "деньги ходят за пациентом". С этими простыми и понятными объяснениями мы объехали всю Украину. Мы побывали в 63 городах, проговорили с тысячами врачей, пациентов, представителей местных властей. Около 10 тысяч граждан приняли участие в публичных консультациях по теме медреформы. И мы увидели одно очевидное желание начать эту реформу".

"Многие доктора в этой стране хотят получать высокую официальную зарплату, — уверен глава координационного совета БО "Всеукраинская Сеть ЛЖВ" Дмитрий Шерембей. — Не унижаться, не просить, не брать эти конверты, не рассказывать своей совести, почему они это делают. А каждый пациент, который приходит к врачу, хочет, чтобы ему оказали услугу, и ему не надо было искать в кармане 200 гривен для оплаты".

Парламентский барьер

Сегодня реформа здравоохранения крепко застряла в парламентских комитетах. Там ее удерживает не только более 800 поправок к одному из законопроектов, но и огромное лобби.

Несколько недель назад глава комитета здравоохранения Ольга Богомолец говорила, что созданная специальная рабочая группа до осени представит единый законопроект о медреформе, а этот пакет в зале голосовать не будут.

"В парламенте мы наблюдаем любимую тему депутатов "а поговорить?", — уверен эксперт "Реанимационного пакета реформ" Александр Ябчанка. — Относительно медицинской реформы этим они занимаются последние три года, но никаких реальных изменений в вопросах финансирования и управления на законодательном уровне не произошло".

"Какую коалицию мы имеем в парламенте и антикоалицию против реформы? — задает вопрос Ябчанка и тут же отвечает. — За реформу публично выступил президент, БПП, "Народный фронт" и "Самопоміч". И мы их призываем: придите в парламент и проголосуйте! Против реформы — "Батьківщина", "Радикальная партия", "Опоблок", "Возрождение". И во главе всей этой оппозиции — депутат от БПП Ольга Богомолец. Сейчас мы живем в этой абсурдной ситуации, когда глава профильного комитета всеми возможными путями блокирует эту реформу уже третий год подряд. И сейчас мы наблюдаем кульминацию. Если парламент провалит эту реформу, то это будет просто плевок нам всем в лицо".

Сейчас в стенах парламента продолжаются дебаты — некоторые депутаты пытаются смягчить законопроект.

"Мы последнюю неделю работаем очень тесно с рабочей группой в Верховной Раде, которая усовершенствует законопроекты. Каждый идет на какие-то уступки", — констатирует исполняющая обязанности руководителя Минздрава Ульяна Супрун.

Ульяна Супрун

Например, некоторые вступают против введения совместной оплаты.

"Сейчас народные депутаты предлагают жесткое разделение на зеленый список (бесплатные услуги для пациентов) и красный (те, что государство не будет оплачивать ни при каких условиях), — говорит Супрун. — Но я думаю, это неправильно. Должна быть совместная оплата, тогда мы сможем покрыть куда больше услуг. Тогда часть стоимости будет покрывать пациент. Если же он не сможет, то это сделает государство при помощи субсидий. Если мне как гражданину необходима операция, которая стоит 25 тысяч гривен, и государство платит лишь 20 тысяч, то я смогу доплатить оставшиеся пять. Если не смогу, то государство возьмет расходы за меня. Это справедливо".

В Минздраве уверены: законопроекты надо утвердить уже до депутатских каникул.

"Посмотрим, что получится в итоге нашей работы с комитетом, что попадет в зал для голосования. Но мы настаиваем, что законопроект должен быть проголосован сейчас, чтобы мы могли уже менять систему", — говорит Супрун. И напоминает, что упомянутые два документа — всего лишь часть базы для последующих изменений.

Просто и поэтапно

Итак, что же изменится для рядового пациента в первые месяцы?

Усилия реформаторов на первом этапе проведения реформы будут направлены на реорганизацию работы "первички", то есть педиатров, терапевтов и семейных врачей. Для этого все поликлиники и больницы должны быть преобразоваться из бюджетных учреждений в коммунальные некоммерческие. То есть должна измениться форма хозяйственной деятельности. Тогда государство сможет оплачивать каждую конкретную услугу, предоставленную отдельному пациенту. Схема будет работать просто: пациент подписывает декларацию с понравившимся врачом, а до того врач с лечебным учреждением — контракт. После подписания декларации медик вносит данные о каждом своем пациенте в Единый реестр. Это видят в созданном органе — Национальной службе здоровья. Последняя от имени государства выделяет деньги конкретной поликлинике на конкретного пациента. Сумма в 370 гривен в месяц идет на оплату услуги, в том числе и зарплату врачу. Чем больше у педиатра, терапевта или семейного врача пациентов, тем выше у него зарплата.

Еще больше зарплата может быть, если конкретный медик снизит уровень госпитализации среди своих пациентов. Например, будет регулярно вызывать на контроль всех сердечников. Таким образом, усиливать превентивную медицину.

На втором этапе в реформу включатся узкоспециализированные специалисты. А также в систему войдет и услуга по оказанию плановых манипуляций. На этом этапе важно понимать, что государство введет систему совместной оплаты, когда часть будет оплачивать государство (примерно 80%), остальное — пациент (20%). Для тех пациентов, кто не в состоянии будет заплатить даже меньшую сумму, государство планирует разработать систему субсидий. Тарифы на эти медуслуги еще в разработке. Но, например, Александр Ябчанка заявляет, что суммы будут гораздо меньшими, чем пациентам приходится платить сейчас. Стоимость в известных частных клиник за основу никто брать не будет, обещает он.

Планируется, что изменится не только система финансирования, но и подход к лечению — оно будет осуществляться исключительно на основе международных протоколов, что позволит снизить уровень врачебной ошибки.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять