Оппозиция, бодро обещавшая воспрепятствовать принятию бюджета-2014, не только наблюдала за голосованием за смету государственных доходов и расходов, но и получила "в одни ворота" удручающее количество законодательных новаций, на которых даже не стали стирать клеймо "Сделано в России".
Гипотеза о заинтересованности Владимира Путина в разгоне Майдана получила подтверждение в сессионном зале Верховной Рады. "Регионалы" и коммунисты продемонстрировали, что уже располагают противоядием против блокирования работы парламента. Получилось, следует признать, практически незаконно, но весьма убедительно и даже показательно.
Наверное, хорошо, что новации такого рода были приняты лишь с формальным соблюдением необходимых норм. Думаю, что фракциям Партии регионов и коммунистов понравилось ощущать себя этаким бульдозером, способным продвигаться вперед. Вероятно, у них будут еще попытки повторить свой "успех", по крайней мере, до тех пор, пока их депутаты не поймут, насколько подобные законы угрожают им самим.
Представителям оппозиции преподали жестокий урок: независимо от характера протеста, необходимо думать на несколько шагов дальше власти. Более того - делать это быстрее и качественнее. Но тройка оппозиционных лидеров после "законодательного блицкрига" не смогла продемонстрировать журналистам ничего, кроме своей растерянности.
Ни о каком "плане Б" речь не шла, поскольку в наличии не было даже первоначального плана действий. Призыв в воскресенье придти на Майдан, очевидно, сработает, но без подкрепления реальной программой действий он может стать исключительно ритуальным. Даже странно, что люди, называющие себя опытными политиками и обещавшие заставить власть уйти, не подумали о том, что та будет защищаться со всем отчаянием живого существа, которое загоняют в угол.
Чтобы помочь потенциальным кандидатам в президенты от оппозиции придти в чувство, напомню, что после вчерашних событий в парламенте для многих из них становится актуальным не только лишение депутатской неприкосновенности по ускоренной процедуре (голоса для этого могут найтись, поскольку сателлитный характер коммунистов по отношению к ПР стал очевиден), а и внесение изменений в закон о выборах президента. Очевидно, что не в интересах претендентов на булаву главы государства. Вот тогда и может начаться самое интересное.
Новация о признании негосударственных организаций, получающих зарубежную помощь, "иностранными агентами" - не только калька с российских норм и стремление сократить влияние гражданского общества. Власть продемонстрировала, что она опасается НПО не меньше, чем своих официальных оппонентов. Эта норма (если закон будет подписан) становится лакмусовой бумажкой для крупного украинского бизнеса. Готовы ли его представители официально тратить средства на поддержание неправительственных организаций, способных создать качественно новую матрицу развития страны? И очень интересно было бы увидеть, станут ли "иностранными агентами" неправительственные организации, финансирующиеся Россией или Китаем.
В большинстве цивилизованных стран глава государства в подобной ситуации вряд ли стал бы подписывать все принятые "ручным" способом законы. Рассчитывать на подобный подход в исполнении Виктора Януковича не приходится. Думаю, не случайно в законопроект 3879 запихнули побольше одиозных норм, возможно, гаранту Конституции создают возможность продемонстрировать демократичность, ветировав часть решений Рады, принятых в атмосфере скандала. Но в целом Виктор Федорович, подобно Понтию Пилату, скорее всего, умоет руки.
Сомневаюсь, что все принятые 16 января законы будут работать, скорее, они должны стать средством устрашения для всех, кто собирается выступать против власти, и инструментом давления на наиболее бойких оппозиционеров, благо возможностей для этого создают немало. От того, насколько быстро и эффективно общество отреагирует на их принятие (подчеркиваю – общество, а не оппозиция) во многом зависит будущее Украины. Сегодня наша страна напоминает сжимающуюся пружину, способную распрямиться в самый неподходящий для этого момент.
Замечу, что украинский парламентаризм уже неоднократно хоронили, особенно после избиения "регионалами" оппозиционеров непосредственно в сессионном зале Рады. Сегодня, полагаю, речь идет о другом: Украина стремительно теряет отличительные черты демократического государства, которыми выделялась на постсоветском пространстве, и вместе с ними – внешнеполитическую субъектность. Рассчитывать в такой ситуации на поиск консенсуса наивно, поэтому политический кризис будет углубляться.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред