Десятое народное вече на Майдане в воскресенье констатировало отсутствие прогресса в действиях оппозиционеров и успехи их оппонентов в растягивании кризисного удовольствия. Компромисс, вырисовывающийся под установившееся на улице затишье, все больше приобретает признаки аферы.
Оппозиционеры продолжают демонстрировать неспособность продуцировать реалистичные планы действий. Ранее фигурировавшие в качестве целей досрочные выборы президента и парламента заменили возвращением Конституции 2004 года и формированием на ее основе нового оппозиционного или технического правительства. Хотя у оппозиции по-прежнему нет большинства в парламенте, необходимого для реализации заявленного. Слухи о массовом дезертирстве депутатов из Партии регионов регулярно опровергаются суровой действительностью, и нынешние надежды оппонентов Януковича на тридцать смелых демократов под руководством Сергея Тигипко, скорее всего, будут иметь тот же результат (сам Тигипко уже, кстати, заявил, что не выходит из ПР). Гарантией от возможных демаршей является не только роспуск парламента, но и мощный репрессивный аппарат, которым президент может воспользоваться в любой момент.
Стремившиеся вернуть старый Основной Закон через принятие Конституционного акта уже фактически включились в игру по правилам Банковой, настаивающей на соблюдении длительной процедуры его корректировки. "Батькивщина" и "УДАР" предложили свои варианты переписывания Конституции, и, что характерно, не смогли даже в этом вопросе выйти на согласованную позицию. В штабе каждой политической силы примеряют будущий документ на своего лидера: "сердечные" стремятся урезать полномочия президента по максимуму, "ударники", с учетом высоких перспектив Кличко занять главный кабинет в стране, настаивают на сохранении за главой государства реальных рычагов влияния на Кабмин и парламент. Регионалы же пока выдерживают паузу и от обнародования своего видения новой системы распределения власти отказались. Что, впрочем, не помешает им принять участие в "совершенствовании" инициатив своих коллег до бесконечности, подыгрывая то одной, то другой стороне.
Виктор Янукович показательно не против выхода из кризиса через реформирование Конституции. Своим визави, прежде всего западным, он говорит лишь о необходимости идти законным путем. Глава государства заявил о готовности привлечь к процессу европейских экспертов и представителей Венецианской комиссии, и даже не исключил возможности проведения референдума по наиболее чувствительным вопросам. Поэтому можно не сомневаться, что конституционная возня затянется, как минимум, до осени, а то и вовсе до марта 2015 года. Появление новой Конституции Янукович рассматривает исключительно лишь в качестве запасного аэродрома, если его шансы на победу в президентских выборах будут такими же, как сейчас прогнозируют социологи, утверждающие, что во втором туре он проигрывает любому оппозиционеру. Широкие полномочия премьера Януковича способны сцементировать регионально-коммунистический союз в парламенте куда крепче, чем "облегченный" президентский портфель, кто бы его ни получил.
Не менее любопытно складываются паззлы и вокруг формирования нового Кабмина. После отказа Арсения Яценюка пойти в услужение к президенту в статусе премьера, что было преподнесено главой государства как широкий жест, Виктор Янукович получил возможность сделать выбор на свой вкус. Тем более, что сами оппозиционеры выступают лишь против назначения главой правительства Андрея Клюева, и призывали коллег из большинства за него не голосовать. Но они вовсе не возражают против назначения технического премьера. Правда, возможных кандидатов президенту не предлагают. Хотя могли бы и весь состав компромиссного кабинета публично огласить, но, видимо, по кадровым вопросам оппозиционной тройке договориться еще труднее, чем по модели потенциально возможного конституционного устройства.
С другой стороны, к формированию технического правительства подталкивают украинского президента в ЕС и США, обещая даже поддержать его соответствующим финансированием. С учетом неопределенности с поступлением второго транша российского кредита, который обещают выдать лишь в обмен на погашение задолженности за газ в размере свыше трех миллиардов долларов, предложение Запада может стать решающим аргументом. Правда, за финансовой щедростью стоят требования проведения реформ, что предполагает жесткий контроль над использованием выделенных средств, и обеспечение честных президентских выборов. При их выполнении шансы Виктора Януковича на повторное избрание президентом существенно снижаются. Но пока глава государства не демонстрирует признаков готовности отказаться от борьбы за второй президентский срок. Поэтому, скорее всего, в премьерском кабинете окажется удобный для него человек, способный уговорить размахивающую сейчас кнутом Россию и не вызывающий резкого неприятия на Западе.
Хотя премьерское кресло - не слишком комфортное место во время экономического кризиса, набирающего сейчас обороты, выбор жертвенных агнцев у президента довольно богат. От Сергея Арбузова, которому он всецело доверяет, но которого не слишком хотят видеть во главе Кабмина многие региональные депутаты, до неприметно сидящих на лавке запасных во фракции, но имеющих опыт сжигания своего рейтинга на правительственных должностях Сергея Тигипко или Анатолия Кинаха. Если же говорить о степени обновления Кабмина в целом, то на этот счет Виктор Янукович никому ничего не обещал. Чрезмерно одиозным персонажам, таким как Виталий Захарченко, он, скорее всего, предложит другую работу, а вот остальные вполне могут остаться.
Что же касается оппозиционеров, то они, очевидно, будут продолжать работать в характерном хаотичном стиле, которого придерживаются в последние месяцы: грозить власти кулаками и вызовами на дебаты со сцены Майдана; объявлять бесконечные предупредительные забастовки и призывать к вступлению в ряды самообороны; заседать часами на Банковой и Грушевского без результата и убеждать Запад ввести санкции. А также дожидаться, когда представители радикально настроенной части протестующих вроде "Правого сектора" вновь нарушат тишину.
Стоит отметить, что рецепта нейтрализации стоящих на Майдане на Банковой пока не нашли, да и формально возглавившие их оппозиционеры не могут похвастаться полным контролем над протестующими. Улица продолжает оставаться тяжело прогнозируемым участником событий, несущим потенциальную угрозу, как власти, так и выходящим на сцену вождям. Митингующие пока не только не добились выполнения ключевых требований, но и не увидели наказанных представителей правоохранительных органов, зато против сотен активистов возбуждены уголовные дела, а десятки оказались за решеткой. Закон об амнистии-2 от власти уже в эту пятницу утратит свою силу, так и не вступив в действие, поскольку занятые протестующими здания и улицы не освобождены. А оппозиционные вожди, обещавшие еще неделю назад принять в парламенте революционные решения, оказались не на высоте.
Причин для обострения ситуации и нового витка противостояния более чем достаточно. И хотя силовой вариант разрешения кризиса благодаря давлению Запада стал менее вероятен, но он пока не исключен. Два с половиной месяца протестов показали, что катализатором переговорного процесса является только происходящее на улице, поэтому к достижению реального компромисса, устраивающего обе стороны, может подтолкнуть только Майдан.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред