Как побороть сепаратизм в Украине: антитеррор или ЧП

18 апреля 2014, 19:09обновлено 3 августа 2018, 01:06
2696
Решение "проблемы востока" определит будущее страны.

Вооруженные экстремисты в Славянске

Антитеррористическая операция, проводящаяся на востоке Украины, пока не смогла изменить ситуацию в регионе. "Зеленые человечки" не только не отступили, но и продолжают коллекционировать админздания, украинскую боевую технику и оружие. Если в ближайшее время отечественные военные не предпримут решительных действий, события могут принять необратимый характер.

В стартовавшей во вторник операции по наведению порядка на востоке счет на данный момент в пользу нарушителей. Успешное освобождение аэропорта Краматорска и отражение нападения на военную часть в Мариуполе не перевешивают сдачи противнику боевой техники и оружия, что плохо укладывается в логику антитеррористической операции. Славянск не просто остался в руках вооруженных "местных" жителей, разговаривающих с российским акцентом, но и стал своеобразным авангардом сепаратистского движения, а лидер "народных ополченцев" оперативно направил обращение к Путину о помощи.

Переговоры с поборниками расширения прав регионов, уже вторую неделю квартирующими в зданиях Донецкой ОГА и Луганского СБУ, не дают результатов. Почти в десятке городов Донецкой области захвачены здания мэрий и управлений МВД. Освобождать их и сдавать оружие в ближайшее время в обмен на амнистию, которую пообещал своим указом Александр Турчинов, они не собираются. Финансовое стимулирование, предложенное в Днепропетровске, выглядит гораздо более эффективным инструментом. Ситуация перешла в разряд чрезвычайной, в случае проведения жесткой "освободительной операции" число жертв может исчисляться сотнями. Что с большой долей вероятности приведет к введению "миротворческого контингента" российских войск для "защиты" населения. Поэтому власти нужно искать нестандартные ходы.

Стоит отметить, что происходящее на Донбассе доказывает катастрофическую неспособность руководства страны учиться на собственных ошибках. Вновь бездарно потеряно время, упущена инициатива, а саботаж местных силовиков опять стал для власти неприятным открытием, равно как и "лояльность" региональных элит новым хозяевам Киева. Голоса требующих "услышать Донбасс" звучат не только на востоке, но и в столице едва ли не громче защитников унитарности и целостности страны. При этом генпрокуратура лишь недавно заинтересовалась готовностью Олега Царева возглавить "юго-восточное движение" и сорвать президентские выборы. Ее обращение в Раду за снятием с депутата неприкосновенности прогнозировано не увенчается успехом, поскольку парламентарии крайне неохотно сдают своих. Но этот предупредительный выстрел для сепаратистов должен прозвучать. Подобный звоночек должны услышать и силовики, подошедшие к исполнению своих обязанностей избирательно.

Как и в ситуации с Крымом, Банковая главную ставку в сдерживании Путина вновь сделала на Запад и его санкции, которые не оказали на российского президента желаемого отрезвляющего воздействия. Хотя некоторые европейские политики уже открыто говорят, что остановить Кремль обязана сама Украина. Запад по-прежнему готов поддержать лишь санкциями и обещает усилить их в случае невыполнения Россией соглашений, достигнутых на четырехсторонних переговорах в Женеве. Хотя после того, как в Кремле показали умение трактовать международные договоренности с особым цинизмом, ожидать отступления Владимира Путина на восточном фронте не приходится.

Подписанный Сергеем Лавровым документ больше похож на отвлекающий маневр. Россия лишь письменно задекларировала свою непричастность к проблемам соседа, о чем неоднократно уже заявляла, но при этом ничего не пообещала. Российская сторона фактически гарантировала только поддержку миссии ОБСЕ на юго-востоке. Что же касается сложения оружия сепаратистами и освобождения захваченных зданий, то выполнение этого условия к России "не относится" – Путин четко объяснил, что в Украине российских спецслужб нет. Зато украинская сторона взяла на себя повышенные обязательства – решить проблему сепаратизма, не применяя силы. И добровольно принудительно увязнуть в конституционном реформировании. Назвать итог переговоров успехом отечественной дипломатии очень сложно. Поэтому Украине необходимо сменить приоритетность вектора приложения усилий с внешнего на внутренний.

На данный момент у Банковой уже нет пространства для маневра. Чтобы остановить настойчиво внедряемую технологию развала страны, сепаратизм на востоке необходимо тушить в экстренном порядке, параллельно заливая пеной юг в превентивных целях. Без предоставления силовикам более широких полномочий уже не обойтись. Слишком большая локализация "пожара", слишком мало времени отведено для его укрощения, слишком много вокруг легковоспламеняющихся объектов. И лишь после того, как "борцы с огнем" продемонстрируют успехи, можно садиться за стол переговоров, за который как-то неубедительно приглашает всех хозяин Донбасса Ринат Ахметов. Лишь после этого нужно обсуждать проекты новой Конституции, языкового закона, спорить о проведении реформы местного самоуправления и целесообразности местных референдумов, а также рассматривать прочие предложения, которые руководство страны выдает на-гора в последние дни в попытках понравиться востоку.

Вероятность введения чрезвычайного или военного положения на востоке сегодня очень высока, поскольку на кону целостность страны. Хотя министр обороны и отрицает подобную необходимость, создается впечатление, что справиться с размножающимися почкованием сепаратистами силами СБУ, милиции и ограниченным привлечением армии, не представляется возможным. Во всяком случае, сделано все возможное, чтобы их беспомощность выглядела убедительно для общественности. А жестокость сепаратистов по отношению к защитникам админзданий и не разделяющим курса на федерализм гражданам лишь дополняет картину, подталкивающую зрителей к однозначному выводу – власть обязана продемонстрировать решительность. И вовсе не увольнением глав МВД или СБУ.

Срыв президентских выборов, который потянет за собой введение ЧП, в нынешней ситуации представляется меньшим злом. Тем более, что организовать процесс голосования на контролируемой "зелеными человечками" территории будет невозможно, равно как и обеспечить честность подсчета результатов. А без участия в голосовании избирателей Донбасса легитимность нового президента будет поставлена под сомнение. На этом уже готов играть Михаил Добкин, пригрозивший снять свою кандидатуру с выборов в случае применения силы на Донбассе. Впрочем, бютовец Андрей Кожемякин предлагает запасной вариант - узаконить проведение выборов в чрезвычайных условиях.

Политическая ситуация требует неординарных решений, небольшая корректировка законодательных норм допустима. В любом случае, проблема востока сейчас является первоочередной, и именно ее решение определит будущее страны. А президентские выборы лишь покажут, кто из претендентов смог извлечь из восточного сепаратизма максимальное количество бонусов.

видео дня
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять