Верховная Рада сдала первый экзамен на лояльность новому президенту. Все три предложенные ним кандидатуры были утверждены депутатами рекордно быстро и без проблем. Но первое "отлично" вовсе не гарантирует безоблачности в отношениях президент-парламент в дальнейшем. Правда, на длительное сотрудничество с нынешним депутатским составом Петр Порошенко и не рассчитывает.
Кадровый вопрос стал первым испытанием для нынешней парламентской коалиции в условиях "жизни по-новому". Президент предпочел заполнить полагающуюся ему по Конституции квоту своими людьми, а не довольствоваться ставленниками коалиции, пусть и хорошо исполняющими свои обязанности. В итоге коалицианты дружно проголосовали и за замену выдвиженца "Свободы" Олега Махницкого, и за отставку назначенного по предложению "Батькивщины" Степана Кубива. "Свободовцы" отказались поддержать только увольнение Андрея Дещицы в знак высокой оценки его вокальных данных, продемонстрированных под российским посольством. Но голосов за кандидатов президента хватило с лихвой, все трое - генпрокурор Виталий Ярема, глава Нацбанка Валерия Гонтарева и министр иностранных дел Павел Климкин - были назначены с результатом свыше 300 "за".
Высокие показатели доверия депутатского корпуса – не только признание профессионализма предложенных президентом претендентов, к которым у парламентариев даже вопросов не было, что случается нечасто, но и проявление готовности к сотрудничеству с Петром Порошенко. Даже остатки "региональной" фракции в большинстве своем поддержали и нового главу МИД, и первую женщину на посту руководителя Нацбанка. Лишь от Виталия Яремы в должности генпрокурора регионалы были не в восторге – "за" проголосовали только 13 депутатов.
Зато ранее дезертировавшие из фракции бывшей партии власти проявили практически полное единогласие. Очевидно, в надежде на большую терпимость нового генпрокурора к своим прошлым грехам. Впрочем, президент посоветовал Виталию Яреме в деле искоренения коррупции не обращать внимания на регалии. Будет ли генпрокурор руководствоваться этим советом и в борьбе с сепаратистами, станет понятно после повторного появления в Раде представлений на лишение неприкосновенности депутатов Александра Ефремова и Игоря Калетника.
Коммунисты стали единственными, кто ушел в глухой отказ при рассмотрении кадровых вопросов. И, похоже, впервые за много лет их фракция действительно будет в оппозиции. Правда, сейчас они испытывают проблемы посерьезнее, чем невозможность выступать в роли полноправных или латентных представителей большинства. Под угрозой сам факт существования фракции. После того, как сегодня ряды КПУ покинули еще два депутата, объявление о ее роспуске – вопрос времени, точнее – двух недель. Отсутствие фракции Компартии в Верховной Раде станет реальностью еще в нынешнем созыве.
Эффектное одобрение президентских выдвиженцев парламентом – первый вклад депутатов в налаживание отношений с новым главой государства, который формально не имеет своей фракции в Раде, и своего рода присяга ему на верность. Хотя по нынешней Конституции законодательный орган имеет более весомые полномочия, сейчас в паре парламент-президент он является слабым звеном в связи с низкой общественной легитимностью. И у Петра Порошенко, в отличие от его предшественников на посту, нет острой необходимости перекраивать действующий депутатский состав под себя, гораздо легче завести свою команду через досрочные выборы. Но рубить сплеча он не спешит, стремясь выжать из ситуации максимально возможную выгоду. Как минимум, беспрепятственно провести все кадровые назначения (остались еще министр обороны и глава СБУ), как максимум – утвердить свой вариант конституционных изменений, уже предложенный для ознакомления депутатам, предусматривающий усиление влияния главы государства и децентрализацию в Украине.
Создается впечатление, что президент и парламент заключили временный пакт о ненападении. Петр Порошенко не педалирует вопрос досрочных выборов Рады, заявив о готовности дождаться от нее политического харакири, а депутаты проявляют к нему лояльность по мере сил и возможностей. И чем выше будет общественный запрос на перевыборы парламента, тем более дисциплинированными будут нардепы в поддержке президентских инициатив. Порошенко – не первый президент, который воспитывает парламентариев кнутом роспуска, но он, возможно, станет единственным, кто растянет "воспитательный процесс" на несколько месяцев.
С молчаливого согласия президента депутаты азартно включились в коллективную игру "Как избежать выборов", выдвигая различные условия, которые необходимо предварительно выполнить (принять новый закон о выборах, закон о люстрации, сформировать новый состав ЦИК), и предлагая идти извилистым путем принятия решения о самороспуске вместо более короткого – через развал коалиции. 161 голос депутатов фракций "Батькивщина", "УДАР" и "Свобода", инициировавших постановление о самороспуске, недостаточен для его утверждения, а наскрести еще 65 в парламентском "болоте" нереально. Однако играть в принципиальность и последовательность можно долго, а искать голоса и штамповать замену отклоненным проектам постановлений – до бесконечности. С другой стороны, разрушение тройственным союзом коалиции не гарантирует, что в течение 30 дней на ее развалинах не создадут новую. Но можно не сомневаться, что нерадивых строителей быстро отрезвит дым от горящих шин на площади Конституции.
Руководствуясь инстинктом самосохранения, депутаты будут стремиться затянуть время, надеясь на снижение градуса общественного интереса и вытеснение вопроса переизбрания Рады другими проблемами. Поэтому в ближайшее время для инициатив президента, способного возглавить кампанию за досрочные выборы, в парламенте будет гореть зеленый свет. Самому же Петру Порошенко важно не передержать перевыборное блюдо на огне, чтобы не попасть под раздачу вместе с постоянными обитателями парламентской кухни.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред