Будущее прекращение вооруженного противостояния на востоке Украине не снимает одним махом накопившиеся там проблемы. Будущий политический диалог с Донбассом потребует от официального Киева повышенного внимания и неординарных ходов.
Стремление провести досрочные парламентские выборы, на которое в последнее время упирает Президент, понятно и логично. У Петра Порошенко сегодня нет собственной фракции в Верховной Раде, что в условиях парламентско-президентской республики выглядит недальновидным и даже опасным. К тому же VII созыв парламента себя дискредитировал, и его необходимо менять как можно скорее, на что существует мощный общественный запрос. Глава государства пытается найти приемлемый для законодателей алгоритм, но подобная идиллия в отношениях с народными депутатами не будет продолжаться долго. Со своей стороны, "Батькивщина" и "Свобода" сопротивляются досрочным парламентским выборам под благовидным предлогом, требуя введения на Донбассе военного положения. Их не останавливает даже перспектива передачи военным всей власти на фоне многочисленных случаев некомпетентности армейцев.
Пропорциональная модель с открытыми партийными списками, в приверженности которой за последних пару лет поклялись практически все ведущие украинские политики, за исключением Юлии Тимошенко, имеет очевидное преимущество. Она в нынешних условиях позволяет сгладить фактор оккупированного Крыма и неспокойного Донбасса, обеспечив формирование эффективного парламента. Кстати, по открытым партийным спискам у нас пока Верховную Раду не избирали, и с учетом того, что некоторые аналитики предсказывают череду кратковременных парламентских созывов, подобный опыт был бы полезным для страны. Хотя бы по той причине, что предоставление избирателям возможности определять, кто из партийцев более достоин депутатского мандата, может серьезно подорвать монополию партийных вождей и заставить политические силы реагировать на общественные запросы весьма чутко.
Особый интерес для большинства партий представляют именно восточные области, где продолжительное противостояние между сепаратистами и украинскими силовиками серьезно изменило электоральный ландшафт. Хотя боевые действия и стычки с боевиками идут не на всей территории Донбасса, их последствия в регионе ощутимы. Сегодня там возникает политический вакуум, ведь донецкие степи долгое время были электоральным заповедником Виктора Януковича и Партии регионов, их оппоненты там практически не работали в течение многих лет, точечно проявляясь разве что во время избирательных кампаний. Исчезновение Януковича и несоответствие действий Рината Ахметова образу "хозяина Донбасса" не прошли незамеченными местными жителями.
В результате Партия регионов стремительно разваливается под протестные гудки против сепаратизма на Донбассе, инициированные Ахметовым. От нее уже отделилась прагматичная часть под названием Партия развития Украины, заявившая о готовности строить европейскую политическую силу. Эксперты ждут и реанимации "Сильной Украины" Сергея Тигипко. Коммунисты (традиционные попутчики регионалов) на Донбассе пока чувствуют себя более-менее уверенно, но им угрожает запрет партии в масштабах страны, да и в парламенте Петр Симоненко чувствует себя все менее уверенно.
А тем временем Россия понимает, что исключительно средствами военного давления постоянно дестабилизировать ситуацию в Украине невозможно. Поэтому и появился Виктор Медведчук в Донецке в качестве посредника на переговорах, поэтому и проталкивает его Владимир Путин при посредничестве Ангелы Меркель обратно в большую украинскую политику. Населению Донбасса предлагают постепенно привыкнуть к опытному юристу, работавшему на высшем государственном уровне. И неважно, что столичному "адвокату Путина" трудно стать своим в крае шахтеров и металлургов – об этом позаботится агитационная машина "Украинского выбора" при мощной российской поддержке. При наличии двух сотен зарегистрированных политических партий выбрать политическую силу, согласную стать "Новороссией" за скромную плату, проблемой не является. Учитывая размах российского пропагандистского влияния и особенности донецкой политической гордости, несложно догадаться, что разыграть карту "услышанного Донбасса" вполне возможно.
Не приходится сомневаться, что прекращение боевых действий на востоке страны и выборы в масштабах всей Украины между собой тесно связаны. Крайне сомнительно, что лидеры "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР контролируют все вооруженные формирования в регионе. Появление Медведчука в кругу переговорщиков об урегулировании на востоке страны свидетельствует, что во главе "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР стоят марионетки, ресурс которых практически исчерпан. Допустить их в политическую сферу, открыв путь для представителей так называемого "политического крыла" террористов-сепаратистов – означает заложить на Донбассе бомбу замедленного действия, взорвать которую могут из-за пределов Украины. Для политических сил, претендующих на куски бывшего электорального пирога Партии регионов крайне важно продемонстрировать степень своего влияния на ситуацию даже не за столом переговоров или политических консультаций, а в конкретных населенных пунктах, ставших за последние месяцы горячими точками.
Весьма вероятно, что в случае проведения досрочных выборов на востоке (и местных, и парламентских) нынешней власти придется искать на Донбассе политическую силу, готовую стать партнером при формировании будущей парламентской коалиции. В интересах Партии развития Украины, к примеру, как можно скорее доказать, что она пользуется в восточных областях реальной поддержкой. Не будут сидеть, сложа руки, и регионалы с "новороссами", прикидывающие шансы на осуществление политического реванша. Похоже, в парламенте восьмого созыва, который может быть избран еще до конца текущего года, "восточный вопрос" будет стоять особенно остро.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред