Эксперты о будущем Донбасса: Путин может выводить войска, но радоваться рано

10 сентября 2014, 23:30обновлено 3 августа 2018, 01:09
Политологи рассказали "Главреду", что будет значить "особый статус" Донецкой и Луганской областей.

Путин может снова ввести войска в Украину

Президент Петр Порошенко на заседании Кабмина заявил, что Россия вывела 70% своих войск с территории Украины, и пообещал, что закон, определяющий статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей (который должен быть принят согласно минским договоренностям о перемирии на Донбассе), занятых боевиками, будет внесен в Раду на следующей неделе.

Эксперты, опрошенные "Главредом", пока не торопятся делать оптимистичных выводов и отмечают, что "мирный" на первый взгляд шаг властей РФ еще не значит, что мы приближаемся к урегулированию ситуацию на Донбассе. Ведь Путин может вернуть российские войска обратно так же быстро, как выводит их отсюда. В то же время, сама новость, безусловно, позитивна.

видео дня

Кроме того, политологи осторожно относятся к идее предоставления специального статуса отдельным районам Донецкой и Луганской областей, поскольку есть угроза, что они на долгое время станут неподконтрольны центральной украинской власти.

Алексей Голобуцкий

Заместитель директора Агентства моделирования ситуацийАлексей Голобуцкий:

Даже после этих заявлений Порошенко сложно прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, потому что мы не знаем всей сути переговоров с Россией. До сегодняшнего дня у нас разведка работала как-то не очень хорошо, а тут вдруг названы четкие цифры – 70% российских войск, которые якобы ушли с территории Украины. Одно дело, если это данные разведки, другое – если сказанное Путиным в телефонном разговоре. Мы должны понимать, что сейчас началась избирательная кампания, и потому многие заявления необходимо рассматривать через эту призму. Чтобы понять, какой будет предвыборная фишка Порошенко, стоит вспомнить избирательную кампанию в мае: он обещал не мир, а победу. Сейчас меняются месседжи: нам внушают теперь, что Россия разобьет нас за одну-две недели, и нам пришел бы конец, но Порошенко спас ситуацию.

Следует понимать, что как Путин вывел 70% своих войск с территории Украины, так завтра он сможет те же 70% ввести обратно. Это решается очень быстро. Так что этот факт еще ничего не значит.

"Особый статус" Донецкой и Луганской областей – вообще непонятная тема. Как это будет осуществляться? На каких основаниях будет базироваться этот специальный статус? Как все это будет контролировать центральная власть? Совершенно очевидно, на что рассчитывает Россия: она навязывает нам этот экономический и политический шаг, а сама будет делать на той территории все, что захочет.

На Донбассе есть избиратели. И раньше центральная власть в этом регионе мало что контролировала – там были олигархи, которые насчитывали столько, сколько им нужно голосов. А сейчас, мне кажется, они даже не будут задумываться над тем, что и как им считать – они просто будут называть конкретную цифру (если понадобится Партии регионов миллион голосов, чтобы преодолеть барьер в 5% – эту цифру в миллион голосов они и назовут, ссылаясь на якобы стопроцентную явку и стопроцентное голосование). Так что пока на Донбассе не установлена киевская власть, говорить о каких-то особых статусах преждевременно.

У нас есть огромная оккупированная территория – полуостров Крым. Почему бы не дать точно такой же статус и этим оккупированным территориям на материковой части? Ведь если власть там ничего не контролирует, а ей навязывают какой-то "особый статус", это фактически значит, что Путин достиг как минимум половины той цели, которую ставил перед собой, вторгаясь в Украину. И, естественно, со временем будет все чаще возникать вопрос: а ради чего наши люди гибли на Донбассе? Разве ради того, чтобы через несколько месяцев вернулись к тому же, что было раньше? Ведь два основных города – Луганск и Донецк – по-прежнему находятся под контролем террористов и, грубо говоря, России.

Радоваться этим заявлениям Порошенко еще рано. 24 августа наш министр обороны говорил, что осталось всего несколько недель, и Донецк с Луганском вернутся под наш контроль. А потом были "иловайский котел" и все остальное…

Александр Палий

Политический аналитикАлександр Палий:

Безусловно, информация, озвученная Президентом, важна. Однако она требует уточнения, поскольку вывод войск – это хорошо, но также важен вывод техники с территории Украины. Потому что россияне готовят террористов, обучают и оставляют им технику. Так что необходимо выяснить: этот вывод касался и техники, или только личного состава? Если эта информация достоверна, то, безусловно, это хорошо. Однако остаются еще 30% российских военных, которые также должны выехать из Украины.

Что касается "особого статуса" (части - ред.) Донецкой и Луганской областей, то, насколько я понимаю, он будет касаться экономических вопросов. Для России важно, чтобы те предприятия и заводы, которые работают на Донбассе, были интегрированы в российские экономические проекты. Потому, возможно, какую-то долю экономической самостоятельности эти регионы получат. Однако это будет отсталая российская модель, и будет продолжаться деградация Донбасса. На Украину, получается, эти заводы и предприятия работать не будут. А если так, то следует разобраться, кто на Донбассе должен выплачивать социальные обязательства – террористы или местная власть, или центральная власть.

Но радоваться пока рано – нам нужно быть готовыми ко всему. Нам необходимо, чтобы армия, Вооруженные Силы были мобилизованы и готовы к обороне. То же касается и населения.

Юрий Якименко

Заместитель генерального директора – директор политико-правовых программ Центра РазумковаЮрий Якименко:

Это было информационно и оценочно насыщенное выступление Президента. Но пока что мы можем говорить о том, что у нас – именно перемирие, и оно носит временный характер. А вывод какого-то процента российских войск из Украины еще не значит восстановления контроля над Донбассом. Это значит только уменьшение атакующего потенциала другой стороны, которая выступает в качестве агрессора. К тому же, этот вывод может быть и прекращен, и возобновлен. Так что это лишь временная мера. А хотелось бы, чтобы временные рамки были шире, и чтобы этот процесс приобрел устоявшийся характер.

Что касается "особого статуса" региона, то этот вопрос крайне сложен. Потому что необходимо обеспечить юрисдикцию (если президент говорит о суверенитете Украины над этими областями), а для этого необходимо иметь средства и механизмы, с помощью которых это можно сделать. То есть, нужно обеспечить присутствие центральной и местной власти, а не какой-то самопровозглашенной власти в этом регионе, а также обеспечить в полной мере реализацию базовых конституционных прав людей на Донбассе. Речь идет, прежде всего, о праве на безопасность, праве на жизнь и физическую неприкосновенность, а также обо всех социально-экономических правах (зарплата, социальные выплаты, пенсии, наличие законных источников заработка и т.д.). Пока что сложно понять, каким образом все это можно обеспечить.

Поэтому нужно дождаться обнародования законопроекта. Так как остаются вопросы относительно условий, которые обсуждались при заключении минских договоренностей, и которые не были прописаны. К примеру, непонятно пока, кто является субъектом всех этих территорий, как это понимали участники переговоров.

Также следует отметить, что предусматривается проведение досрочных местных выборов на Донбассе, и придется считаться с теми депутатами, которые будут на них избраны. Это один из ключей к решению проблемы – таким образом, могут быть сформированы органы местного самоуправления, которые будут иметь властные полномочия на данных территориях. Возможно, проблема решится через процесс выборов. По крайней мере, это коррелирует с мирным планом Порошенко, где содержался пункт относительно досрочного проведения местных выборов.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять