Новый министр обороны – старые проблемы армии: оценки экспертов

14 октября 2014, 17:55обновлено 3 августа 2018, 01:10
Эксперты рассказали "Главреду", чего ожидают от назначения на должность министра обороны Степана Полторака.

Степан Полторак

Украина получила нового министра обороны: Верховная Рада назначила на эту должность Степана Полторака 245 голосами, поддержав, таким образом, предложенную Президентом Петром Порошенко кандидатуру. Ранее командовавший Национальной гвардией Полторак принял присягу на верность народу Украины и отметил, что четко понимает свои задачи на новой должности.

Увольнение с этого поста Валерия Гелетея опрошенные "Главредом" эксперты считают своевременным и уместным решением, однако их ожидания от деятельности Полторака на должности главы оборонного ведомства – рознятся. У кого-то возникают сомнения в эффективности такого назначения, поскольку, ведь министром должен быть профессиональный военный, а не милиционер. Кто-то же считает, что опыт Полторака, полученный за время командования Нацгвардией, будет полезен Украине в сложившейся ситуации.

видео дня

Виталий Бала

Директор Агентства моделирования ситуаций

Виталий Бала:

То, что ожидалось, произошло: как я шучу, в Украине милицейская "хунта" захватывает власть, за исключением главного милиционера – Арсена Авакова, который милиционером не является (он немного не вписывается в эту картину). Насколько я понимаю, после выборов Президент попытается и на эту должность назначить милиционера, так как уже у нас есть два губернатора-милиционера на Донбассе, генеральный прокурор, министр обороны.

Слова Путина про какую-то "хунту" в Киеве у нас постепенно осуществляются. Украина как всегда "изобретает велосипед": вместо того, чтобы действовать, как все другие страны – набирать и назначать лучших специалистов, которые лучше всего знают и умеют работать в определенной сфере, мы назначаем людей из других ведомств. Так, если говорить о Вооруженных силах, то министром обороны должен был быть военный. Если генерал Полторак, по словам Президента, очень хорошо развивал Национальную гвардию, то надо было, чтобы он и дальше этим занимался, поскольку нам необходимо, чтобы у нас была хорошая Нацгвардия. Но ведь все-таки функциональные обязанности Национальной гвардии и Вооруженных сил – мягко говоря, две большие разницы. В этом смысле нужно было усиливать Вооруженные силы профессионалом именно военным, а Полторак бы строил Нацгвардию. Но так не случилось.

На мой взгляд, а также по мнению людей, которые были в зоне АТО, это однозначно лучший министр обороны, нежели предыдущий. Это хорошо, поскольку мы все-таки постепенно движемся в верном направлении. Надеюсь, что следующий министр обороны будет еще лучше, и это будет реальный военный, а не "вариации военного", как у нас, к сожалению, происходит в последнее время.

Мне сложно говорить о том, что изменится в действиях МО с этим назначением. Однако возникают некоторые сомнения, потому что одни ведомства редко воспринимают положительно генералов из других ведомств, то есть военные генералы сложно воспринимают милицейских генералов, генералы СБУ – военных генералов и т.д. Поскольку конкуренция между всеми этими ведомствами не способствовала улучшению работы глав этих ведомств. Я бы сейчас не критиковал это назначение и не пел дифирамбы, потому что только время покажет, насколько это кадровое решение было удачным или наоборот.

Константин Бондаренко

Директор Института украинской политики

Константин Бондаренко:

Эта ситуация с назначениями напоминает мультфильм-пародию на "Трех мушкетеров", когда кардинал говорил: "Найдите лучших из лучших! А если таковых нет, тогда найдите лучших из худших!". Именно в такой ситуации оказалась Украина: когда некого назначить министром обороны, им назначают руководителя Национальной гвардии.

Однако в Украине уже были случаи, когда бывшие руководители Нацгвардии становились министрами обороны и, кстати, себя оправдывали. Например, так было с Александром Кузьмуком – сначала он возглавлял Нацгвардию, а позже стал министром обороны.

Что касается Степана Полторака, то он считается представителем среды "ястребов", он приверженец жесткой линии в армии. Соответственно в данной ситуации ему, очевидно, придется сдерживаться, выбирая между желанием рваться в бой и необходимостью укреплять военные резервы. Его характеризуют как человека довольно далекого от куртуазности и каких-то условностей. Потому, думаю, у него могут возникать разнообразные конфликты на политической почве с разными нашими политиками, включая Президента. Потому очень скоро может начаться критика Полторака, но она будет политической, а не профессиональной.

Стиль действий на востоке страны будет определяться не Полтораком, а, прежде всего, Президентом и договоренностями между главами государств (Украины, России, США), а также с представителями "ДНР" (террористическая организация. - ред.) и ЛНР. То есть это сложная система. Полторак, даже при том, что будет занимать важный серьезный пост, является представителем исполнительной ветви власти, то есть его полномочия будут определяться договоренностями и законодательными актами, которые, в свою очередь, будут определяться президентом и парламентом.

Максим Розумный

Доктор политических наук, заведующий отделом этнополитики и внутреннеполитической безопасности Национального института стратегических исследований

Максим Розумный:

В этом решении есть три аспекта. Первый, самый простой – личностный. Поскольку предыдущий министр обороны господин Гелетей стал довольно одиозной фигурой в публичном пространстве, его замена была своевременной, и там явно был некстати.

Второй аспект – проблема квалифицированных военных кадров в Украине вообще. Длительное время проблема состояла в том, что просто некого было назначить на эту должность, то есть не было кем заменить Гелетея. Те предложенные кандидатуры, которые озвучивались (Юлия Тимошенко и бывшие министры обороны), эту проблему не снимают. Учитывая, что министр обороны – это все-таки не командующий войсками, а государственный функционер, который обеспечивает обороноспособность страны, то таких людей найти в Украине было сложно. Собственно, Полторак – это попытка если не найти готовую кандидатуру, то, по крайней мере, найти кандидатуру, которая приобретет нужные навыки и на ходу будет повышать квалификацию.

Третий аспект состоит в вероятной смене функций Вооруженных сил Украины на восточном фронте. То есть речь идет о переходе от маневренных военных операций к позиционной обороне и сосредоточении на полицейских, жандармских функциях, которые, собственно, Национальная гвардия и выполняла. Полторак в этом смысле может быть более квалифицированным и уместным.

Так что, судя по первому и третьему аспекту, назначение Степана Полторака на должность министра обороны – это удачное кадровое решение. А вот, учитывая второй аспект, пока что еще неизвестно, насколько Полторак сможет быть квалифицированным управленцем.

Надежда Майная

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
^
Мы используем cookies
Принять