Внефракционных парламентариев часто называют "болотом". В Верховной Раде не определились с фракционной пропиской почти четыре десятка народных избранников. Среди них немало настоящих звезд отечественного парламентаризма – ярких и угасающих.
Троих внефракционных можно вычесть – это члены парламентского президиума, которым по статусу положено оставаться над схваткой. Самый опытный среди них – Андрей Парубий, бывший руководитель "Самообороны Майдана" и экс-секретарь СНБО. Владимир Гройсман и Оксана Сыроед – депутаты-новички, и им придется максимально оперативно осваиваться в качестве первых среди равных. Особенно это касается председателя Верховной Рады, то и дело теряющего нить парламентского заседания.
Интересно отметить, что больше всего среди внефракционных бывших регионалов, так и не ставших присоединяться к фракции "Оппозиционного блока" и не нашедших себя среди членов депутатских групп "Экономическое развитие" и "Воля народа". Правда, и набрать два десятка человек для формирования новой депутатской группы им не удается. Возможно, по той причине, что в этой пестрой компании больше нет единого центра притяжения, а интересы в Харькове и Одессе слишком разные.
Их антиподами можно назвать семерых "свободовцев", полных решимости компенсировать своим присутствием неудачу ведомого Олегом Тягнибоком партийного списка, не сумевшего преодолеть 5-процентный барьер. Пока политические внуки Степана Бандеры не проявили себя с надлежащим имиджу размахом, не исключено, что это произойдет во время окончательного рассмотрения проекта Государственного бюджета на 2015 год. Юрий Левченко претендует на пост главы комитета по регламенту, который должны контролировать оппозиционеры.
Если рассуждать логически, то "свободовцы" должны были бы искать общий язык с троицей "правосеков" (Дмитрий Ярош, Борислав Береза и Андрей Денисенко), бывшим комбатом "Азова" Андреем Билецким, подчеркнуто громким Владимиром Парасюком. Но упомянутые персонажи украинского политикума скорее тяготеют к Борису Филатову, который так и не вошел во фракцию Блока Петра Порошенко. Кстати, среди внефракционных (за исключением членов президиума ВР) нет списочников, отдавших предпочтение одиночному политическому плаванью, а Тарас Пастух, к примеру, успел войти во фракцию "Самопомочі". Хотя Борислав Береза многократно заявлял о подготовке к созданию депутатской группы "УкрОп", этот процесс забуксовал, и ожидать прорыва не стоит. Трудно, честно говоря, представить в составе одной депутатской группы Филатова и Сергея Рудыка после октябрьских приключений последнего в Днепропетровске.
Еще одна заслуживающая внимания группа – профессиональные закарпатцы, составляющие квартет "Балоги и Петёвка". Их вождь и учитель Виктор Иванович вместе с родственниками так и не получил формализованной поддержки от Блока Петра Порошенко, что не помешало их триумфальному электоральному маршу по самому западному региону. Кстати, среди внефракционных депутатов – победивший на Черниговщине при поддержке БПП, но попавший под внутрипартийную люстрацию Владислав Атрошенко и вполне лояльный Президенту, но ранее обещавший поступиться депутатским местом Юлии Тимошенко Сергей Мищенко.
Не нашел уютной для себя фракционной гавани мультимиллионер и самый популярный депутат-мажоритарщик VIII созыва Александр Герега. Да и самый богатый законодатель Константин Жеваго, традиционно победивший на Полтавщине, не спешит усиливать своим присутствием ту или иную фракцию или группу. По очевидным причинам остается внефракционным и Олесь Довгий, ставший первым парламентарием в новейшей истории Верховной Рады, против которого были применены превентивные персональные санкции.
Внефракционные парламентарии обычно играют роль неформального резерва для принятия непростых решений в сессионном зале, хотя цена каждого голоса депутата-индивидуала традиционно выше, чем оптовые расценки на лояльность парламентских фракций. Однако в восьмом созыве "болото" скорее будет постоянно бурлить и создавать неспокойную ситуацию, словно выступая в качестве зеркала всего украинского общества.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред