Президент Пётр Порошенко анонсировал встречу глав МИД "нормандской четвёрки" по вопросам возможного введения миротворцев ООН на Донбасс. "В ближайшее время должна состояться встреча или конференция министров иностранных дел стран-членов "нормандского формата" для обсуждения вопроса формата, модальности, сроков введения миротворцев. Уже речь идёт о конкретике", — заявил глава государства.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают, что само обсуждение введения миротворческого контингента ООН влияет на Россию как сдерживающий фактор. При этом, по их мнению, РФ будет всячески препятствовать появлению миротворцев в Украине: они не выгодны ей ни на линии разграничения, ни на российско-украинской границе.
Чего эксперты ждут от предстоящей встречи в "нормандском формате" по данному вопросу и как оценивают вероятность введения миротворческой миссии — подробнее в комментариях политологов.
Директор Центра ближневосточных исследований
Такие встречи и переговоры влияют на Россию и мешают ей начать широкомасштабное наступление — это правда. Думаю, что в значительной степени дипломатические усилия вертятся именно вокруг этой задачи — сделать невозможным поиск Россией аргументов, которые бы позволили ей начать наступление.
Всё остальное по состоянию на сегодняшний день выглядит довольно нереалистичным: введение миротворческих войск, полноценное выполнение минских договоренностей и т.д. Это сложно сделать, поскольку интересы сторон не совпадают. Однако при этом важно держать Россию на коротком поводке. А чтобы это сделать, необходимо вовлекать её в переговорный процесс. Это не позволит ей просто уйти, хлопнув дверью, и сказать: всё, теперь мы будем наступать, пока вы не согласитесь на наши условия.
Как-то бывший первый посол Израиля в Украине, человек, сведущий в вопросах безопасности сказал, что, в принципе, мы войну выиграли, поскольку Россия потеряла Украину. Российско-украинский альянс, который существовал долгое время, и на чём была построена российская стратегия, развалился. Причём он развалился не только в центральной и южной Украине, но и на Донбассе. Однако теперь ваша задача — не дать вовлечь себя в российскую игру. А Россия пытается навязать Украине сценарий, в котором она будет сильнее — это сценарий открытой войны. Украина должна сделать всё, чтобы не поддаться на этот сценарий.
Переговоры о возможности введения в Украину миротворцев ООН сдерживают Россию. Поскольку она тоже вовлечена в этот процесс и не может просто действовать по-своему. Идёт игра на российском самолюбии: Россия ведь тоже считает себя мировым государством, поэтому вынуждена соблюдать определённые правил поведения.
Почему введение миротворцев в Украину маловероятно? Потому что сегодня Россия и сепаратисты не согласятся на это. Чтобы они согласились, нужно кардинальное изменение ситуации на фронте: чтобы они оказались под угрозой полного разгрома — тогда бы миротворцы спасли их шкуры. Но пока что этого нет. Соответственно, Россия и боевики будут выступать против такого шага, поскольку при таких раскладах миротворцы, наоборот, будут обеспечивать существующую линию разграничения, а эта линия совершенно не устраивает сепаратистов, потому что территории, которые они контролируют, нежизнеспособны.
Директор информационно-политического центра "Перспектива"
Следующая встреча в "нормандском формате", безусловно, состоится и пройдёт на уровне министров иностранных дел. Анонсирование этой встречи Президентом — это акция, поддерживающая наше сознание в позитивном русле и рассчитанная на внутреннюю аудиторию, а не на внешнюю. Пока что дата встречи не определена, но она может состояться не раньше, чем через месяц, поскольку открытых вопросов пока что остаётся больше, чем тех, по которым всё согласовано.
На сегодняшний день не остаётся сомнений в том, что рано или поздно на Донбасс будут введены миротворцы в том или ином формате. Но, повторюсь, эта история долгая, ей предшествует долгий подготовительный период. Думаю, что раньше осени никаких конкретных подвижек не будет. Ещё будет сломано немало копий, так как есть немало разногласий относительно того, как эта идея должна быть реализована на практике.
Будет ли это сдерживать Россию? Сдерживание России — это одна из стратегических линий, которая имеет право на жизнь. Но она доказала только свою частичную конструктивность, потому что может сработать только в кратко- или среднесрочной перспективе при определённых условиях, которые пока не складываются так, как бы хотелось нашему руководству. Но при рассмотрении долгосрочной перспективы эта стратегия обречена.
Всё будет происходить в нынешнем формате и режиме, пока не будут учтены интересы России. В Европе этот тренд уже начинает работать. Нужно всё просчитать, при этом не значит, что нужно отдать России всё, чего она хочет. Но нужно попытаться согласовать интересы России с нашими интересами, с интересами американцев (как лидером системы международных отношений). Сдерживать Россию — это хорошо, но МИДу или соответствующему подразделению АП давно надо было бы сесть со стратегическими партнёрами и подумать, каким образом можно искать компромисс, рассчитанный на среднюю и долгосрочную перспективу.
Идея введения на Донбасс миротворцев уже не обсуждается, как возможная или невозможная. Она будет реализована. Миротворцы на Донбассе будут, причём, думаю, что это случится уже осенью этого года. Вопрос в том, что это будет за миротворческий контингент, какой мандат у него будет. Но, так или иначе, в этой миротворческой миссии ООН получит своё место, как и должно быть.
Директор Школы политической аналитики Национального университета "Киево-Могилянская академия", профессор политологии
Принятие решения о введении миротворцев в Украину зависит от многих факторов. Но сама эта идея и её обсуждение — это тоже инструмент давления на Россию и сдерживания её. Очевидно, что Россия будет выдвигать контраргументы и пытаться помешать этому. Но, тем не менее, это будет оставаться одним из инструментов давления.
Сейчас сложно прогнозировать, будет ли принято окончательное решение о размещении на Донбассе миротворцев, если будет, то — в каком формате и когда.
Почему Россия не хочет этого? Миротворцы могут находиться вдоль линии разграничения, но самое главное — на российско-украинской границе. А ведь совершенно очевидно, что если закрывается граница, то боевики теряют возможность получать поставки необходимого для их деятельности из России. Вдоль линии разграничения миротворцы тоже не нужны противнику, потому что Россия хочет сохранить возможность обстреливать украинскую территорию и, таким образом, поддерживать конфликт низкой интенсивности.
Таким образом, позитивом является то, что эта идея, в принципе, обсуждается. Процесс обсуждения этого вопроса — это однозначно давление на Россию.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред