Запасные варианты: каковы шансы создать трибунал по "Боингу" в обход Совбеза ООН

3 августа 2015, 14:17обновлено 3 августа 2018, 01:14
3591
Эксперты рассказали, как мировое сообщество может обойти вето России в Совбезе ООН и создать трибунал по расследованию катастрофы малазийского "Боинга".

 / mvvc44tv.cmle.ru

Согласно сообщению представителя МИД Нидерландов, после того, как Россия в Совбезе ООН наложила вето на проект резолюции по созданию трибунала для расследования крушения малайзийского "Боинга", Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина принялись за поиск альтернативы. Среди вариантов, которые обсуждаются, — следующие: создание независимого трибунала пятью странами, учреждение суда под эгидой Генассамблеи Организации Объединенных Наций, а также проведение слушаний в национальном суде одной из стран-инициаторов.

Первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что вопрос создания международного трибунала по расследованию катастрофы "Малайзийских авиалиний" будет вынесен на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН. "Нет сомнений, что вопрос будет вынесен на Генассамблею ООН, где Россия не будет иметь права вето, и можно будет двумя третями голосов принимать решение. У меня нет сомнений, что оно будет принято", — отметил Парубий.

видео дня

Кроме того, министр иностранных дел Украины Павел Климкин сообщил, что пять стран вновь попробуют провести через Совбез резолюцию о трибунале, но после оглашения результатов расследования катастрофы.

В Кремле же назвали идею вынести вопрос о трибунале на Генассамблею ООН бесперспективной и неуместной, о чем заявил пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков. "Эти рассуждения о Генассамблее в таком формате, в сяком формате — это ни что иное, как отвлечение внимания от необходимости реального расследования", — сказал Песков.

Эксперты в комментариях "Главреду" отметили, что остается несколько путей создать международный трибунал по расследованию крушения малайзийского "Боинга" в обход Совбеза ООН. Самый лучший вариант, по их словам, — это рассмотрение данного вопроса на Генассамблее ООН, где есть шансы на принятие решения о трибунале. При этом они подчеркивают, что Россия, без сомнения, будет препятствовать этому, в частности, пытаясь влиять на ряд стран-членов ООН (в том числе путем подкупа), чтобы те либо проголосовали "против", либо воздержались от голосования.

Максим Розумный

Доктор политических наук, заведующий отделом развития политической системы Национального института стратегических исследований

Максим Розумный:

Формальные рычаги давления, чтобы препятствовать созданию трибунала, у России остаются. И, думаю, в обход Совбеза ООН решение о создании трибунала все-таки не будет принято. Однако и на дальнейших заседаниях Совбеза Россия вновь применит свое право вето.
Смысл этого акта рассмотрения на Генассамблеи ООН — состоит в оказании политического давления на Россию. Одно дело, когда Совбез обсуждает этот вопрос, где своя логика представительства и своя традиция взаимных обязательств, компромиссов и уступок, а другое — Генассамблея. Если Россия не пошла навстречу мировому сообществу на уровне Совбеза, то с этого момента начинается публичное политическое давление на нее, продолжение ее изоляции.
Это, возможно, не приведет к формализации трибунала с теми полномочиями, какие были у трибунала по Руанде или Югославии. Но в данном случае это будет иметь для России не менее тяжелые последствия. Так что судебные рассмотрения однозначно будут, а вынесение этого вопроса на рассмотрение Генеральной ассамблеи обеспечит ту же политическую огласку и то же политическое значение, которое имел бы трибунал, созданный согласно Уставу ООН.
В чем, собственно, коллизия? В том, что создание трибунала в том формате, в котором он обсуждался на Совбезе ООН, предусматривало бы выход за рамки любых национальных законодательств, то есть его решения и процедуры не зависели бы от правовых процедур и внутреннего законодательства Украины, Нидерландов, Малайзии и т.д. Сейчас придется искать другие формы, судебные инстанции и процедуры, в рамках которых любая заинтересованная сторона сможет в значительной степени затягивать процесс. В этом состоит проблема, почему нужно создавать трибунал.
В любом случае, политическое значение этого дела не уменьшится, и обсуждение на Генеральной ассамблее углубит международную изоляцию России.

Владимир Фесенко

Глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента"

Владимир Фесенко:

Парубий озвучил не собственную точку зрения, а скоординированную позицию нескольких стран мира. Прежде всего, это позиция Нидерландов и Малайзии. Украина согласовывает с ними свои действия. Потому это будет общая тактика действий нескольких стран, которые пострадали в результате теракта.

Важен сам факт того, что после вето России процесс не остановился, а продолжаются все необходимые действия для того, чтобы этот трибунал был создан.

Удастся ли это сделать на Генассамблее? Это зависит от общих действий стран, которые инициируют это расследование и сам трибунал. Также это будет зависеть от действий влиятельных стран мира и влиятельных стран в отдельных регионах мира. Речь идет о странах, начиная от США, Великобритании, Франции, и заканчивая влиятельными мусульманскими странами. Много будет зависеть и от позиции африканских стран.

В чем нюанс ситуации? Чтобы эта идея была реализована Генассамблеей, необходимо, чтобы за нее проголосовало две трети государств-членов ООН. Мы помним, что за резолюцию по Украине в прошлом году проголосовало около ста стран. В принципе, шансы есть для того, чтобы эта идея была реализована. Но автоматически это не произойдет, поскольку Россия будет этому препятствовать и будет пытаться сорвать это голосование. Поэтому нужно бороться за голос каждой страны. Тут недостаточно позиции исключительно Украины, Малайзии и Нидерландов. Нужна общая скоординированная позиция и общие действия и стран, которые инициируют трибунал, и влиятельных западных стран, и влиятельных стран отдельных регионов.

Шансы на то, чтобы идея о трибунале была реализована, есть. Но для этого придется серьезно и активно поработать.

У России остаются традиционные рычаги влияния, чтобы препятствовать принятию решения о трибунале. Россия будет работать на раскол и на то, чтобы как можно больше стран либо воздержались от голосования, либо проголосовали "против". В этом моменте Россия, на мой взгляд, будет пытаться использовать влияние Китая, в частности на африканские страны. Пойдет ли на это Китай — открытый вопрос. Это будет зависеть от позиции дипломатии разных стран мира. Сам Китай сохраняет нейтралитет: когда голосовался этот вопрос на Совбезе ООН, Китай воздержался, и, вероятнее всего, он воздержится на голосовании ГА ООН. Но — вопрос: будет ли Китай влиять на африканские и некоторые азиатские страны? Пока что сложно сказать. Думаю, Китай будет смотреть по ситуации. Возможно, все это несколько поможет России, но не выходя за рамки отношений с США и с мусульманскими странами.

Кроме того, Россия будет традиционно использовать различные формы влияния, начиная от традиционных — газа и нефти, а заканчивая поставками оружия и финансовой помощи. Хотя сейчас, конечно, возможности России ограничены. Но когда речь идет о небольших странах и каких-то льготных условиях предоставления кредитов, то этот вариант возможен.

Так что речь идет фактически о подкупе в разных формах — от денег до оружия, или газа и нефти.

Сергей Таран

Директор Международного института демократий, глава правления Центра социологических и политологических исследований "Соціовимір"

Сергей Таран:

Сейчас есть несколько путей создания трибунала и проведения и расследования. Один из них — рассмотрение этого вопроса на Генеральной ассамблее ООН. Для принятия решения понадобится собрать две трети голосов, чтобы преодолеть вето России в Совбезе.

Россия, безусловно, будет делать все, чтобы этого не случилось. Она может мобилизовать некоторые страны, в частности африканские, которые традиционно зависят от нее еще с советских времен. Также могут быть мобилизованы страны антизападного вектора, вроде Венесуэлы. Вместе с этими страна Россия может попытаться заблокировать данное голосование, чтобы оно не стало результативным.

Однако, помимо этого, у Украины есть иные пути: через международные соглашения между странами можно создать комиссии, которые будут заниматься расследованием. Также сами граждане (родственники погибших при крушении "Боинга") могут подавать индивидуальные иски.

Так что, думаю, будет несколько параллельных процессов. Хотя, безусловно, самый лучший вариант — чтобы за это решение проголосовали на Генеральной ассамблее ООН.

Я считаю, что есть шансы на то, что Генассамблея проголосует "за" создание трибунала. Это инициирует Украина, а также Нидерланды и Малайзия, однако поддерживают идею и США, и почти все члены Совбеза ООН, кроме России. Единственное, что у Китая весьма сдержанная позиция. Но, безусловно, шансы на это есть.

Голосование на Совбезе ООН, по сути, стало предварительным "созывом" этого трибунала: уже стали понятны позиции ведущих стран, и Россия уже сама на себя указала. России это грозит дальнейшей дипломатической изоляцией, что будет отражаться и на других шагах РФ. Для других стран сотрудничество с Россией станет признаком маргинальности, поскольку РФ сейчас фактически одна противостоит всему человечеству. Потому, безусловно, это ограничит дипломатические усилия.

Кроме того, это усилит консолидацию международного сообщества на предмет усиления санкций против России.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции.

Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред

Реклама
Новости партнеров
Реклама

Последние новости

Реклама
Реклама
Реклама
Мы используем cookies
Принять