Адвокаты задержанных на территории Украины бойцов ГРУ Генштаба ВС РФ Александра Александрова и Евгения Ерофеева обратились в Высший административный суд Украины с иском, требующим предоставить их подзащитным статус военнопленных. В частности, об этом заявляла адвокат Ерофеева Оксана Соколовская. По ее словам, нельзя начинать рассмотрение дела по сути, пока не будет определен статус подзащитного. Соколовская объяснила, что в случае удовлетворения иска будет исключено уголовное преследование ГРУшников.
Однако, несмотря на это, Голосеевский райсуд Киева назначил рассмотрение дела против российских военнослужащих Александрова и Ерофеева по существу на 10 ноября, отметив, что иск защиты военнослужащих о признании их военнопленными не является препятствием для судебного рассмотрения дела.
Защита россиян также просила суд изменить меру пресечения на домашний арест, однако судья отклонил такое ходатайство.
Следует напомнить, что российские военнослужащие Александров и Ерофеев были задержаны 16 мая этого года в зоне проведения АТО недалеко от города Счастье Луганской области при попытке захватить стратегический мост. Тогда в бою погиб украинский военнослужащий и трое были ранены. Задержанные тоже получили ранения и были переведены в Главный клинический госпиталь Минобороны. Российских военнослужащих подозревают в террористической деятельность так называемой ЛНР.
Опрошенные "Главредом" эксперты считают: вероятность того, что российским ГРУшникам предоставят статус военнопленных (для это необходимо официальное признание России и Украины, что страны находятся в состоянии войны), не высока. При этом они отмечают: в случае, если это все-таки произойдет, Украина сможет привлечь российских военнослужащих к ответственности только лишь за преступления против мирного населения, но не сможет — за убийство украинских военных, незаконное пересечение государственной границы и сбор разведывательной информации.
Кандидат юридических наук, ассистент кафедры международного права Института международных отношений Киевского национального университета им. Т. Шевченко
Юристы-международники ожидали именно такого шага со стороны адвокатов российских ГРУшников. "Военнопленный" — это такой статус международного гуманитарного права (права вооруженных конфликтов), который существует только при непосредственном международном вооруженном конфликте. То есть, по сути, о предоставлении статуса военнопленных физическим лицам мы можем говорить во время международного вооруженного конфликта или конфликта между государствами.
В данной ситуации Украина ведет себя несколько непоследовательно. С одной стороны, она постоянно настаивает, что имеет место вооруженный конфликт с Россией, но с другой — не предоставляет статус военнопленных российским солдатам. Это оправдано тем, что украинским военнослужащим Россия никогда не предоставит статус военнопленных, потому что РФ не признает факт наличия вооруженного конфликта с Украиной.
Что будет значить фактическое предоставление статуса военнопленных Ерофееву и Александрову (если Украина пойдет на это)? Это будет значить, что их нельзя осудить за непосредственное участие в военных действиях. Военнопленный считается законным участником военных действий, то есть его нельзя будет судить, к примеру, за убийство украинского младшего сержанта. По сути, выходит, что этот человек, принимая участие в военных действиях, имел право применять оружие против других, таких же участников военных действий, как и он сам. То есть если Украина предоставит статус военнопленных, это будет значить, что она их сможет судить только за преступления против гражданского населения и гражданских объектов. А вот за такие действия, как, скажем, пересечение государственной границы, убийство украинского младшего сержанта, сбор разведывательной информации Украина не будет иметь права осудить российских военнослужащих. Поэтому, с точки зрения международного гуманитарного права, Украине не очень целесообразно предоставлять этим лицам статус военнопленных в данной ситуации.
Мы можем предоставить такой статус, но при этом понимаем, что РФ никогда такой статус нашим военным не даст. Хотя, с другой стороны, принципа взаимности в предоставлении статуса военнопленного нет, и Украина не обязана смотреть на то, что делает в этом плане Россия.
Но, повторюсь, этот иск адвокатов Александрова и Ерофеева очень логичный, потому что они рассуждают следующим образом: если Украина всюду говорит о том, что у нее вооруженный конфликт с Российской Федерацией, то почему она не признает задержанных военнослужащих РФ военнопленными.
И как в этой ситуации Украине вести себя — Бог его знает. Как юрист-международник я бы сказал, что раз уж Украина заявляет, что идет международный вооруженный конфликт с Россией, то нужно предоставлять задержанным статус военнопленных. Однако с другой стороны, подчеркиваю, СБУ и следственные органы должны искать факты преступлений против гражданских лиц и гражданских объектов, совершенных этими ГРУшниками. Военнопленный не может быть осужден за военные действия против военных, но его можно осудить за военные действия против мирного населения. Если у Украины есть доказательная база, то, даже предоставив статус военнопленных, задержанных ГРУшников все равно можно будет осудить за преступления против мирного населения.
Старший научный сотрудник Института государства и права им. В. Корецкого НАН Украины, адвокат
Любое лицо, совершившее на территории Украины незаконные действия, должно понести наказание и быть осуждено. Если данные лица с оружием на территории Украины осуществляли незаконные действия, вели боевые действия против официальных сил безопасности Украины, то при любых обстоятельствах должны понести уголовную ответственность.
Статус военнопленных — производный, который появляется только после того, как между государствами оформляются отношения военного положения. Украина в одностороннем порядке не может признать кого-то военнопленным. Чтобы были военнопленные, необходимо, чтобы Россия также заявила (ведь в данном случае речь идет именно о гражданах России), что она ведет агрессивную политику, войну против Украины, а Украина защищается. Производным от этого международно-правового статуса будут военнопленные.
Пока отсутствует международно-правовой статус военных действий между Украиной и Россией, беспредметной является постановка вопроса о присвоении статуса военнопленных задержанным ГРУшникам.
Следует понимать, что, когда две страны воюют между собой, и страна, реализующая свое право войны, осуществляет это своими вооруженными силами, и если вооруженные силы в официальном порядке осуществляют военные действия и действуют в рамках правил войны, то военнослужащие не подлежат ответственности и имеют статус военнопленных, если оказываются задержанными.
Но и в условиях войны также совершаются военные преступления. Война — это не игра без правил. Война — это тоже определенная система правил.
Но, повторюсь, любой предметный разговор о присвоении такого рода статусов возможен только после того, как официально будет признано, что между Украиной и Россией идет война на территории нашей страны, причем это захватническая война со стороны РФ, и оборонительные действия со стороны Украины. Только после этого возможен будет статус военнопленных — и с одной, и с другой стороны конфликта.
Что делать с задержанными ГРУшниками украинской стороне? Когда осуществляется агрессия, важно защищаться не только военными силами, но и реагировать правильными соответствующими методами юридической системой. Среди задержанных с оружием лиц, которые осуществляли открытую агрессию, обязательно должно быть определенное число людей, осужденных официально и официально привлеченных к ответственности. Но какое-то их число может быть предметом переговоров и предметом обмена. Это уже вопрос политического выбора. Но при этом важно подчеркнуть, что категорически недопустима ситуация, когда ни один человек не осужден. Тогда у другой стороны — у России — будет возникать формально-юридическая возможность заявлять, что она не ведет никакой агрессии против Украины.
Юрист-правозащитник
Если у нас нет официально объявленной войны с Россией, то как у нас могут быть военнопленные? Статус военнопленного может предоставляться только при условии, что страна официально пребывает в состоянии войны. У нас же понятие "война" не используется.
Потому вряд ли Ерофеева и Александрова Высший административный суд признает военнопленными. Не могу представить, каким образом это можно сделать, как технически и процедурно это можно осуществить.
Раз у нас нет войны, у нас нет и военнопленных — у нас могут быть только лица, которые совершили преступления, к примеру, незаконно пересекли государственную границу и незаконно пребывали на территории Украины и т.д.
Как должна повести себя Украина в ситуации с Ерофеевым и Александровым? Существует процедура передачи осужденных. Сначала они должны быть осуждены на территории Украины по нашим законам, а потом, если они пожелают отбывать наказание на территории государства, гражданами которого они являются, их можно передать. Существует соответствующая процедура, и она совершенно законна.
Наши стандарты: Редакционная политика сайта Главред